Лекция 1. Методика обучения литературе как научная дисциплина. Основные этапы развития методики преподавания литературы

Цель: познакомить студентов с содержанием и структурой вузовского курса методики преподавания литературы.

Задачи: охарактеризовать цели, предмет и основные этапы развития методики преподавания литературы, выявить межпредметные связи методики как вузовской научной дисциплины; обозначить теоретические проблемы современной методики преподавания литературы.

План лекции:

  1. Предмет, содержание и структура курса МПЛ. Взаимосвязь МПЛ с общественными науками, литературоведением, лингвистикой, психолого-педагогическими дисциплинами, методикой преподавания русского языка. Роль передового опыта учителей-словесников в развитии методической науки.
  2. История развития методической науки. Словесные науки в школах Древней Руси. Изучение вопросов риторики и пиитики в учебных заведениях России первой половины 18 века. Преподавание словесности во второй половине 18 века и в первой половине 19 в.
  3. Развитие методической мысли на рубеже 19-20 вв.  Методика преподавания литературы в первые послереволюционные годы, внедрение «комплексных программ», «советский период».
  4. Современный этап развития МПЛ. Теоретические проблемы современной методической науки: идея фундаментальных знаний, преодоление разрыва между традиционными и современными методологиями, проблема диалога культур, поиск системообразующих принципов для программ, определение системы нравственных координат личности.

Литература:

  1. Методика преподавания литературы: Учебник для пед. вузов / Под ред. О.Ю. Богдановой и др. М., 2008. С. 3-73.
  2. Методика преподавания литературы / Под ред. О. Ю. Богдановой, В. Г. Маранцмана. М.: ВЛАДОС, 1995.
  3. Методика преподавания литературы: Пособие для пед. вузов / Под ред. З.Я. Рез. М., 1985. С. 3-55.
  4. Красноусов А.М. Очерки по истории советской методики преподавания литературы. М., 1959
  5. Методика преподавания литературы в советской школе. Хрестоматия / Сост. Я.А. Роткович. М., 1969
  6. Чертов В.Ф. Русская словесность в дореволюционной школе. М., 1994.
  7. Краевский В.В., Хуторской А.В.Основы обучения: Дидактика и методика. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений.  М.: Издательский центр «Академия», 2007.

Разработчики материалов лекции: Бурова Анастасия, Васильева Мария, Карева Анастасия, Карпова Анастасия, Минаева Юлия. Под руководством Путило О.О.


Вернуться: