Лекция 5. Методы и приёмы преподавания литературы в школе

Цель: познакомить студентов с дидактической и методической классификацией методов и приёмов преподавания литературы в школе.

Задачи: продемонстрировать взаимосвязь методов обучения на уроках литературы; обосновать выбор оптимального сочетания методов и приемов в зависимости от содержания и задач урока, особенностей каждого конкретного класса.

План лекции

  1. Методы обучения как способы работы учителя и учащихся. Метод и приём обучения.
  2. Дидактическая основа и предметная специфика метода преподавания литературы. Основные системы методов в дидактике.
  3. Попытки создания системы специфических методов преподавания литературы. Система В.В. Голубкова (методы лекционный, литературной беседы, самостоятельной работы учащихся). Система Н.И. Кудряшева (методы творческого чтения, эвристический, исследовательский, репродуктивный). Система В.А. Никольского (методы эмоционально-образного постижения произведений искусства слова и методы истолкования этих произведений). Система В.Г. Маранцмана (методы чтения, анализа художественного произведения, комментирования произведения с помощью внетекстовых материалов, претворения литературных произведений в других видах искусства, литературного творчества). Классификация методов Г.Н. Ионина (метод художественной интерпретации, метод критико-публицистический, метод литературного поиска).
  4. Взаимосвязь методов обучения на уроках литературы, выбор оптимального сочетания методов и приемов в зависимости от содержания и задач урока, особенностей каждого конкретного класса.
  5. Проблемное обучение как дидактическая система, стимулирующая творческую познавательную деятельность учащихся. Проблемные ситуации и условия их создания. Специфические качества проблемного вопроса, условия его перехода в проблемную ситуацию.

Литература

  1. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. М., 1985. 
  2. Богданова О.Ю., Леонов С.А., Чертов В.Ф. Методика преподавания литературы. М.: Академ А, 1999.
  3. Вопросы методики преподавания литературы в школе / Под ред. Н.И. Кудряшева. М., 1961.
  4. Голубков В.В. Методика преподавания литературы. М., 1962.
  5. Данилов М.А., Есипов Б.П., Дидактика, М., 1957.
  6. Дидактика средней школы: Некоторые проблемы соврем. дидактики : [Учеб. пособие для пед. ин-тов] / Под ред. М. А. Данилова и М. Н. Скаткина. Москва : Просвещение, 1975. 
  7. Ионин Г.Н. Школьное литературоведение: Учебное пособие к спецкурсу. Л., 1986.
  8. Красноусов А.М. Очерки по истории советской методики преподавания литературы. М., 1959.
  9. Кудряшев Н.И. Взаимосвязь методов обучения на уроках литературы. М., 1981.
  10. Маранцман В.Г., Чирковская Т.В. Проблемное изучение литературного произведения в школе. Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1977.
  11. Махмутов М. И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории. М.: Педагогика, 1975.
  12. Махмутов М.И. Избранные труды: В 7 т. / М.И. Махмутов. Казань: Магариф— Вакыт, 2016. Т.4: Современный урок и педагогические технологии развития мышления / Сост. .М. Шакирова.
  13. Методика преподавания литературы: Учебник для пед. вузов / Под ред. О.Ю. Богдановой и др. М., 2008. С. 88-102.
  14. Никольский В.А. Методика преподавания литературы в средней школе: Учебное пособие. М.: Просвещение, 1971.
  15. Рез З.Я. Методика преподавания литературы: Учебник для пед. вузов. М.: Просвещение, 1977.
  16. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. Т. 1 / Гл. ред. В. В. Давыдов. – М., 1993.
  17. Роткович Я.А. Вопросы преподавания литературы: Историко-методические очерки. М., 1959.
  18. Роткович Я.А. История преподавания литературы в советской школе. М., 1976.
  19. Сергейчева А.Ф. Сочетание дидактических методов и приемов изучения художественных (эпических) произведений в старших классах средней школы: автореф. дис. М., 1966.
  20. Хрестоматия по истории методики преподавания литературы / Сост. Я.А. Роткович. М., 1956.
  21. Чертов В.Ф. Русская словесность в дореволюционной школе. М., 1994.

Разработчики материалов лекции: Алексеева Дарья, Овчарова Анастасия, Плеханова Юлия, Поротикова Светлана, Свиридова Дарья, Шурыгина Екатерина.  Под руководством Путило О.О.


Вернуться: