Лекция 6. Урок и другие формы занятий по литературе в современной средней школе

Цель: познакомить студентов с требованиями к современному уроку.

Задачи: охарактеризовать основные классификации уроков, отметив их достоинства и недостатки; проанализировать факторы, оказывающие влияние на отбор содержания и определение структуры урока литературы.

План лекции:

  1. Урок как основная форма организации учебной деятельности учащихся. Требования к современному уроку литературы. Подготовка учителя к уроку. Критерии оценки урока литературы. Обдумывание темы, задач, содержания и структуры урока, методики его проведения. Основные этапы урока.
  2. Зависимость структуры урока от характера преподавания. Значение четырёхчленной структуры урока: опрос, объяснение нового материала, закрепление, домашнее задание – в современной школе. Построение урока литературы в условиях развивающего обучения.
  3. Анализ основных классификаций уроков, их достоинства и недостатки. Классификации уроков литературы В.В. Голубкова и Н.И. Кудряшева.

Литература:

  1. Айзерман Л.С. Уроки литературы сегодня. М., 1974.
  2. Беленький Г.И. О методическом наследии Н.И. Кудряшева // Литература в школе. 1984. №2.
  3. Беньковская Т.Е. Сообщающее и развивающее направления обучения в методике преподавания литературы: из истории формирования // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. 2013. №8. С.17-27.
  4. Ильин Е.Н. Рождение урока. М., 1986.
  5. Кудряшев Н.И. О типах и видах уроков литературы (К постановке вопроса) // Литература в школе. 1974. № 5. С. 19–30.
  6. Кутепова О.В. Целеполагание урока по общеобразовательным дисциплинам в условиях ПОО СПО // Инновационное развитие профессионального образования: науч.-практ. журнал. 2016. №2(10). С.20-22.
  7. Махмутов М.И. Современный урок и пути его реализации. М., 1978.
  8. Мельникова Е.Л. Проблемно-диалогическое обучение: понятие, технология, предметная специфика // Образовательная система «Школа 2100» – качественное образование для всех. Сб. материалов. М., Баласс. 2006. С. 144–180.
  9. Методика преподавания литературы: Учебник для пед. вузов / Под ред. О.Ю. Богдановой и др. М., 2008. С. 296-316.
  10. Методика преподавания литературы: Учебник для пед. вузов. / Под ред. Богдановой О.Ю., Маранцмана В.Г. В 2 ч. Ч. 1. М.: Просвещение, ВЛАДОС, 1994.
  11. Методика преподавания литературы / В.В. Голубков. М.: Учпедгиз, 1962.
  12. Методика преподавания литературы: Пособие для пед. вузов / Под ред. З.Я. Рез. М., 1985. С. 263-277.
  13. Москаленко К.Д. Психолого-педагогические основы эффективности урока. Воронеж, 1968. 160 с.
  14. Примерная основная образовательная программа основного общего образования от 8 апреля 2015 г.
  15. Рогожина И.В. Современные педагогические технологии на уроке литературы // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2008. Т. 10. № 6-1. С. 56-62.
  16. Рыжкова Т.В. Проектирование уроков литературы [Электронный ресурс] // Издательский дом «Первое сентября».
  17. Силантьев Н.В. Логика и грамматика при формулировании целей урока // Грани познания. 2010. № 1 (6).
  18. Современный урок русского языка и литературы. / Под ред. З.С. Смелковой. Л., 1990.
  19. Станчек Н.А. Построение урока литературы и развивающее обучение // Литература в школе. 1979, № 1. С. 24.
  20. Урок литературы: Пособие для учителя / Сост. Т.С. Зепалова, Н.Я. Мещерякова. М., 1983.

Разработчики материалов лекции: Бигишанова Зульфия, Поручаева Елизавета, Серкина Мария, Сливная Регина, Утешева Анастасия, Шевцова Анастасия. Под руководством Путило О.О.


Вернуться: