Часть 2. Литературное развитие и возраст учащихся

Ваши успехи:

Рассмотрение уровней читательской компетентности позволяет выделить и рассмотреть периоды литературного развития школьника. Работа с учащимся по овладению навыками чтения не может не опираться в основе своей на возрастную психологию ребенка. Знания об особенностях возрастного развития школьника помогают определить подходящие методы и формы работы с художественной литературой, а также определяют специфику целей и задач при освоении школьного курса литературы. Психологи и педагоги условно выделяют 3 возрастных периода, на особенности которых учителю литературы нужно обратить внимание при преподавании в средней и старшей школе:

1. 11–13 лет (5–7 классы). Младший подростковой возраст. Центральным новообразованием в личности подростка является появление представления о том, что он уже не ребенок, т.е. появляется «чувство взрослости».

2. 14–15 лет (8–9 классы). Средний подростковый возраст. Характеризуется бурным характером развития, особой чувствительностью к происходящим вокруг событиям, а также сложными поведенческими проявлениями.

3. 16-17 лет (10-11 классы). Старший подростковый возраст. Центральным психологическим новообразованием является предварительное самоопределение, направленность личности характеризуется переходом к самостоятельной взрослой жизни, построение жизненных планов на будущее.

В процессе школьного литературного образования читатель-школьник проходит определенные этапы литературного развития:

1. Для начальной школы (1-4 классы) характерно отношение к искусству как к волшебной игре, которая в привычном позволяет увидеть незнакомое. Искусство в этом возрасте становится способом свободного, ассоциативно-прихотливого открытия мира и приносит радость преодоления обыденности впечатлений (Маранцман, 3).

2. Этап наивного реализма (5–6 классы) ведет к слиянию искусства и действительности в сознании школьников. Наделенные эмоциональной активностью, силой переживания, предметностью воображения, ученики в этом возрасте довольно объективны по отношению к смыслу событий, идее художественного произведения. Но у них отсутствует внимание к форме, интерес к авторской точке зрения на изображаемое, что затрудняет логическую аргументацию впечатлений от прочитанного или увиденного. Ролевые игры, эмоциональное присвоение художественного текста и размышление над ним становятся основными формами деятельности (Маранцман, 4).

3. Этап нравственного самоуглубления или нравственного эгоцентризма (7–8 классы). Отношение к художественному произведению становится личностным и субъективным. Сосредоточенность подростка на себе часто мешает ему видеть объективный смысл произведения. Авторская идея заслоняется его собственными личностными проблемами. Стремительный рост творческого воображения учащихся в этом возрасте ведет к произвольному истолкованию текста. Самое интересное и в истории, и в литературе для данного периода — человеческое проявление, мотивы поступка героев. Психологический анализ произведения, дискуссии по его нравственным проблемам и литературное творчество ребят, связанное с проявлением собственной оценки произведения, оказываются на первом плане деятельности школьников на этом этапе (Маранцман, 5).

4. Эпоха связей, осознания причин и следствий (9–11 классы). В 9–11-м классах заметен интерес школьников к проблеме «Я и мир» — центральной проблеме этого возраста, времени познания связей, осознания причин и следствий явлений действительности. Школьников занимают не только нравственные, но и социальные, эстетические проблемы, возникает потребность понять целостную картину мира, его историческое развитие. Углубляется внимание к художественной форме произведения искусства, идет поиск внутренних связей текста. В этот период школьников более всего привлекает сопоставление реальной жизни и литературы, разных видов искусства, сравнение исторических периодов развития искусства и художественных индивидуальностей (Маранцман, 5).

В соответствии с обозначенными выше этапами литературного развития школьника в 5-9 классах, можно выделить следующие задачи обучения литературе, которые определены ФГОС:

  1. закрепить осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; сформировать потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;
  2. укрепить понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;
  3. развить способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
  4. сформировать умение воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления (ФГОС ООО, 8-9).

В 10-11 классах, согласно ФГОС СОО, освоение программы по литературе предполагает решение следующих задач:

  1. обеспечить владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации;
  2. сформировать знание содержания произведений русской, родной и мировой классической литературы, их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на формирование национальной и мировой культуры;
  3. сформировать умения учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного произведения;
  4. сформировать способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к ним в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях;
  5. обеспечить владение навыками анализа художественных произведений с учетом их жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания (ФГОС СОО, 8).

Вернуться: