Часть 1. Задачи и виды школьного анализа

Ваши успехи:

Анализ произведения – наиболее ответственный момент в работе учителя с классом. Цель школьного анализа – практическое, читательское освоение художественного произведения, которое включает в себя выявление идейного и художественного своеобразия изучаемого произведения, овладение приёмами литературоведческого анализа, развитие логического и художественного мышления школьников, их творческого воображения, самостоятельности суждений, совершенствования навыков устной речи. Школьный анализ, как всякая учебная деятельность, предполагает обогащение индивидуальных впечатлений ученика опытом других читателей и научным истолкованием текста, которое представляет учитель. Педагог высказывает в классе не только свои индивидуальные впечатления, но раскрывает научную позицию литературоведения.Однако, несмотря на то, что в основе школьного анализа лежит литературоведческая концепция, уровень мысли в школьном анализе во многом иной, чем в научном исследовании. В сравнении с литературоведческим, школьный анализ характеризуется неполнотой и односторонностью, отличаясь от литературоведческого по задачам, объему и методам изучения словесного искусства. Для анализа в школе отбираются важнейшие проблемы и приемы, произведение рассматривается с доступных для учеников ракурсов.

Отличия школьного анализа от литературоведческого:

  1. Литературоведческий анализ нацелен на рассмотрение художественного целого посредством фиксации объективных наблюдений над текстом, их систематизации и осмысления в единстве. Школьный анализ имеет целью читательское освоение произведения, рассмотрение идейного и художественного своеобразия произведения.  
  2. Школьный анализ имеет воспитательную направленность (выделяются проблемы, которые важны для нравственного и духовного воспитания ребенка, развития его ценностно-смысловой сферы). Он направлен на развитие читательских качеств и умений школьника (воображения, эмоциональной чуткости и эстетического отношения к слову и образу и др.) (Сосновская, 192), в то время как литературоведческий – на выявление не точно или недостаточно детально изученных в науке элементов художественного целого (Маранцман, 152–153). 
  3. Школьный анализ опирается лишь на самые показательные элементы, ведущие к общему представлению о произведении (Маранцман, 152–153). Он более избирателен по материалу, вовлеченному в разбор, опирается на жизненный и эмоциональный опыт ребенка данного возраста и на самые показательные по своему идейно-художественному значению элементы, ведущие к общему представлению о произведении. Произведение охватывается в целом на одном из уровней, например, на уровне эмоционального усвоения. В литературоведческом анализе исследование ведется во всех аспектах (стилистическом, ритмическом, композиционном, идейном, историческом и т.д.), учитываются все элементы художественного целого. Целостность обычно понимается как вовлечение в анализ всех пластов произведения (Маранцман, 153).
  4. Школьный анализ должен быть ярким на уровне эмоционального освоения, эмоционального воздействия на восприятие, с опорой на непосредственное живое восприятие ребенка. В литературоведческом анализе данный аспект не обязателен.
  5. В школьном анализе отсутствуют или даются в упрощенном виде некоторые важные для литературоведческого анализа приемы. В литературоведении анализ частей художественного текста дается подробно, в единстве. 

Организовывая аналитическую беседу, учитель не должен пользоваться шаблонными схемами анализа. Перед словесником всегда открыты возможности разных подходов к анализу литературных произведений. Подвижность и вариативность путей анализа всегда зависит и от жизненного материала, положенного в основу произведения, и от особенностей историко-литературного процесса, и от неповторимой творческой индивидуальности художника слова, и от рода и жанра писательского создания, и от творческой истории произведения. Объектами анализа могут стать и стиль, и композиция, и система образов, и художественная деталь, тема и идея, изображение времени и пространства в литературном произведении. Но выбор пути анализа, прежде всего, определяется неповторимой спецификой конкретного произведения, особенностями его художественной формы и идейного содержания (Курдюмова, 45). При любом подходе к анализу произведения проблемность является его основным и необходимым качеством. Суть проблемности школьного анализа состоит в выделении нравственных, эстетических и социально-философских проблем при разборе произведения (т.е. их включении в систему вопросов), существенных для развития ученика и его  мировоззрения.

Виды анализа:

  • анализ образов;
  • анализ особенностей стиля произведения;
  • анализ художественных особенностей романа;
  • анализ языка произведений;
  • анализ проблематики и поэтики;
  • анализ проблематики и поэтики романа с помощью внетекстовых материалов (критических статей, литературных воспоминаний);
  • анализ конфликта пьесы и способов создания образа;
  • анализ произведений, направленных на углубление понятий, их соотношение и взаимосвязь;
  • анализ эпизода эпического произведения;
  • анализ лирических стихотворений;
  • анализ художественного своеобразия творчества;
  • сравнительный анализ образов;
  • сравнительный анализ произведений русской классики;
  • сравнительный анализ литературных произведений и исторических и документальных источников;
  • сравнительный анализ различных интерпретаций пьес современными театрами;
  • сравнительный анализ критических статей;
  • сравнительный анализ языка поэзии и языка музыки в ходе знакомства с романсами;
  • анализ и систематизация художественных произведений и внетекстовых источников.

Выбор тех или иных приемов анализа зависит от жанрово-родовых особенностей произведения и от его художественного своеобразия: «Методические приемы диктуются природой произведения… Балладу можно разобрать с помощью плана, но вряд ли следует планировать лирическое стихотворение. Маленький рассказ читается и разбирается в полном его объеме. Из романа мы выбираем отдельные, ведущие главы и одну из них читаем в классе, другую дома, третью тщательно разбираем и пересказываем близко к тексту, четвертую, пятую, шестую разбираем в более быстром темпе и пересказываем кратко, отрывки из седьмой и восьмой глав даются в форме художественного рассказа отдельными учениками, эпилог рассказывает классу сам учитель. Загадка отгадывается и повторяется наизусть, пословица объясняется и сопровождается житейскими примерами, басня разбирается в расчете на осознание выраженной в ней морали» (Рыбникова, 58).


Вернуться: