Психология дошкольного детства

О курсе

В курсе «Психология дошкольного детства» рассматриваются основные закономерности развития психики детей от рождения до окончания дошкольного возраста с учетом развития новых теоретических исследований и возникающих в современной образовательной практике запросов. Решение многообразия профессиональных и личностных задач, которые стоят перед сегодняшними специалистами системы образования и современными родителями, невозможно без понимания психологии дошкольного детства. Вопросам психологии дошкольного детства уделяется большое внимание в документах, утвержденных Правительством РФ. Поэтому основной целью данного курса является содействие становлению профессиональной и личной компетентности слушателей путем обогащения ее предметным содержанием в области психологии дошкольного детства. Содержание этого курса тесно связано с содержанием общей, возрастной, педагогической и социальной психологии.

Формат

Курс предполагает знакомство с основными текстовыми материалами, кратко характеризующими психическое развитие ребенка дошкольного возраста. Предлагаются дополнительные материалы в виде отрывков из учебников, статей исследователей, таблиц и пр. После каждого теоретического отрывка у слушателей есть возможность осуществить самоконтроль усвоения материала при помощи выполнения тестовых заданий с единичным, множественным выбором, заданий на соотнесение. Предусмотрено итоговое контрольное тестирование по содержанию всего курса.

Требования

Курс рассчитан на студентов педагогических специальностей и слушателей курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки по дисциплине «Психология детей дошкольного возраста» в рамках дисциплины «Психология». Обязательная предварительная подготовка и наличие специальных компетенций у слушателей курса не требуется. Желательно предварительное освоение дисциплин: «Психология человека», «Психология развития», «Социальная психология», «Психология образования».

Результаты обучения

по завершении этого курса слушатели будут:

— знать содержание основных зарубежных и отечественных подходов к проблеме психического развития детей; психологическое содержание дошкольного возраста; особенности протекания развития ребенка в стабильные и критические периоды дошкольного детства;

— уметь анализировать особенности различных видов деятельности и развития личности детей; учитывать сензитивные периоды в развитии детей дошкольного возраста; рефлексировать свои профессиональные возможности и ограничения при решении задач в области психологии дошкольного возраста;

— владеть понятийным аппаратом учебной дисциплины; готовностью организовывать различные виды деятельности детей в период дошкольного детства; способностью конструктивно сопровождать ребенка в переходные периоды его развития.

Формируемые компетенции

Процесс освоения дисциплины направлен на овладение следующими компетенциями:

– способностью учитывать общие, специфические закономерности и индивидуальные особенности психического и психофизиологического развития, особенности регуляции поведения и деятельности человека на различных возрастных ступенях (ОПК-1);

– готовностью использовать знание различных теорий обучения, воспитания и развития, основных образовательных программ для обучающихся дошкольного, младшего школьного и подросткового возрастов (ОПК-4).

Программа курса

 

Раздел 0. Психология ребенка младенческого и раннего возраста

Занятие 0. Психология ребенка младенческого и раннего возраста.

 

Раздел 1. «Особенности перехода от раннего детства к дошкольному возрасту»

Занятие 1. «Кризис трех лет»

 

Раздел 2. «Дошкольный возраст»

Занятие 2. «Психологическое содержание дошкольного возраста»

Занятие 3. «Деятельность дошкольника»

Занятие 4. «Развитие личности дошкольника»

Занятие 5. «Развитие познавательной сферы дошкольников»

 

Раздел 3. «Особенности перехода от дошкольного к младшему школьному возрасту»

Занятие 6. «Кризис семи лет»

Занятие 7. «Готовность ребенка к школе»

Составители.

Козачек Ольга Валерьевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики дошкольного образования ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный социально-педагогический университет», специалист по социальной реабилитации в реабилитационном отделении для детей и подростков с ограниченными возможностями ГБУ СО «Тракторозаводский центр социального обслуживания населения», многодетная мама. Член редколлегии научно-практического электронного рецензируемого журнала «Ребёнок и общество». Научные интересы лежат в сфере детской и социальной психологии, связаны с изучением детско-родительских отношений и возрастных особенностей манипулятивного поведения человека.

Спиридонова Светлана Борисовна, кандидат психологических наук, доцент. Более 25 лет преподает в Волгоградском социально-педагогическом университете. Научно-исследовательские интересы лежат в области психологии развития младших школьников, психологии воспитания, семейной психологии и психотерапии.

Спицына Валерия Вячеславовна, старший преподаватель кафедры педагогики дошкольного образования ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный социально-педагогический университет», психолог высшей категории, более 20 лет практикующий психолог, оказывающий психологическую помощь детям и взрослым. Член редколлегии научно-практического электронного рецензируемого журнала «Ребёнок и общество». Научные интересы лежат в сфере детской, детской практической психологии, психотерапии, психологии здоровья, направлены на изучение саморегуляции и психосоматики человека.

 

Элементы курса