Основы социально-психологической диагностики

Уважаемые обучающиеся, вы приступаете к освоению дистанционного курса “Основы социально-психологической диагностики”. Данный курс рассчитан на специалистов, которые в рамках своей профессиональной деятельности имеют потребность в применении инструментов психологической диагностики, но при этом не имеют специального психологического образования. Это могут быть педагоги, социальные педагоги, специалисты по социальной работе и пр.

При разработке данного курса мы ориентировались, прежде всего, на запрос, исходящий от специалистов социальных служб и, следовательно, опирались на Профессиональный стандарт “Специалист по социальной работе”. В рамках данного Профессионального стандарта четко сформулирован ряд трудовых действий специалиста, напрямую связанный с владением им психодиагностическими умениями:

  • проводить диагностику трудной жизненной ситуации гражданина, устанавливать ее причины и характер;
  • выявлять потенциал гражданина и его ближайшего окружения в решении проблем, связанных с трудной жизненной ситуацией;
  • выявлять и оценивать личностные ресурсы граждан-получателей социальных услуг и ресурсов их социального окружения.

Однако если вы не являетесь специалистом по социальной работе, но при этом ваша профессиональная деятельность относится к сфере “человек-человек”, то вы наверняка обнаружите в “вашем”профессиональном стандарте указание на необходимость понимать и изучать особенности вашего ученика, воспитанника, клиента и пр. В этом вам сможет помочь наш курс.

Какие вопросы планируется рассмотреть в рамках данного курса?

Нам предстоит разобраться в том, какие вообще существуют средства психологической диагностики, каковы преимущества и ограничения отдельных групп средств.

Далее мы обсудим как вообще построен целостный диагностический процесс, каковы его этапы, какие из этих этапов вы как специалист, не имеющий специального психологического образования, можете реализовывать самостоятельно.

Важным этапом освоения курса станет изучение этических основ психодиагностики, так как вмешательство во внутренний мир человека всегда сопряжено с этическими рисками.

Все вышеуказанные вопросы мы проанализируем в первом разделе курса.

Второй и третий разделы будут посвящены непосредственно освоению вами нескольких методов и конкретных методик диагностики. Эти методики, ориентированы, прежде всего, на специалистов, работающих с клиентами в социальных службах, но при определенных модификациях могут использоваться и в других сферах.

Вопросы, которые будут возникать у вас в процессе освоения курса, вы можете направлять по адресу shubina-as@yandex.ru

В рамках освоения данного курса вам предстоит выполнить следующий перечень заданий:

По итогам раздела 1:

  • Практическое задание «Этические принципы социально-психологической диагностики»
  • Тест по разделу

По итогам раздела 2:

  • Карта наблюдения (разработка)
  • Анализ протокола социограммы

По итогам раздела 3:

  • Карта социальных связей
  • Мультисистемный анализ факторов риска и защиты
  • Тест по разделам 2 и 3

Все выполненные задания необходимо присылать по адресу shubina-as@yandex.ru

 

Желаю вам удачи в постижении основ социально-психологической диагностики.

Преподаватель курса кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии образования и развития Шубина Анна Сергеевна.

Элементы курса