ЛПЗ 4. Внимание

Задания для самостоятельной работы

Решите задачи (источник: Сапогова Е.Е. Задачи по общей психологии. М., 2001):

Задача 1.  Выберите правильный ответ из предложенных вариантов.

  1. Сосредоточенность сознания на каком-либо предмете, явлении, переживании обеспечивает… а) восприятие; б) внимание; в) рефлексия; г) узнавание; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.
  2. Внимание выполняет функцию… а) активизации нужных психофизиологических процессов; б) целенаправленного организованного отбора поступающей информации; в) обеспечения длительного сосредоточения на объекте; г) фокусирования сознания на необходимых элементах действительности; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.
  3. Ориентировочный рефлекс рассматривается как объективный, врожденный признак… а) непроизвольного внимания; б) произвольного внимания; в) послепроизвольного внимания; г) все ответы верны; д) все ответы неверны.
  4. Условием возникновения непроизвольного внимания является… а) неожиданность раздражителя; б) новизна раздражителя; в) интересы (влечения) человека; г) необычность раздражителя; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.
  5. Произвольное внимание… а) имеет биологическое происхождение; б) является продуктом созревания организма; в) имеет социальные корни; г) неминуемо формируется с возрастом; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.
  6. Об уровне готовности ребенка к школе свидетельствует развитие такой характеристики произвольного внимания, как… а) умение слушать; б) умение понимать и точно выполнять указания взрослого; в) умение действовать в соответствии с правилом; г) умение использовать образец; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.
  7. Психологическая сущность произвольного внимания заключается в… а) осуществлении контроля за объектами восприятия и мышления; б) способе контроля, организуемого человеком, исходя из объективных требований задачи; в) поглощенности яркими признаками объекта; г) ориентировке на признаки объекта; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.
  8. Уделять внимание означает… а) ограничивать поле восприятия; б) разделять объект на детали; в) выделять детали из общего смутного представления; г) усиливать интенсивность представления; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.
  9. Ограничение объема внимания определяет такая его характеристика, как… а) устойчивость; б) концентрация; в) распределение; г) переключение; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.
  10. Концентрация внимания определяется… а) повышением интенсивности сигнала при ограничении поля восприятия; б) центральной настройкой; в) функционированием доминанты; г) все ответы верны; д) все ответы неверны.

Задача 2. Вставьте пропущенные слова в следующие утверждения.

  1. Внимание — это … и … сознания на каком-нибудь предмете, явлении, деятельности или переживании.
  2. Благодаря вниманию, … объектов становится более ясным, отчетливым.
  3. В произвольном внимании проявляется … личности.
  4. Все теории внимания утверждают принцип: … настройка … восприятие конкретного объекта — привлекает к нему внимание благодаря возникновению в центральной нервной системе … очага возбуждения.
  5. Произвольное внимание есть … внимание, …, осуществляемый по заранее составленному плану и заданному образцу.

Задача 3. Укажите, какие условия стимулируют возникновение и поддержание непроизвольного и произвольного внимания при обучении.

Постановка вопросов; решение небольших задач на протяжении коротких отрезков времени; осознание текущих результатов деятельности в форме внутреннего словесного отчета; особенности воздействующих раздражителей (новизна, абсолютная и относительная сила, контраст, изменение); наилучший распорядок деятельности, создание привычных условий деятельности; использование потребностей и интересов, с удовлетворением которых связан воспринимаемый материал; постановка существенных целей и задач деятельности; расширение круга представлений и развитие у учащихся познавательных интересов.

Задача 4. Ответьте, почему…

1) …световая реклама устроена так, что свет то загорается, то гаснет?

2) …летчики не могут одновременно низко вести самолет и отыскивать на земле мелкие предметы?

3) …находясь в гостях и будучи полностью поглощенным беседой с собеседником, вы моментально реагируете на свое имя, негромко произнесенное в другой группе гостей («феномен вечеринки»)?

4) …живой, но поверхностный ум французы определяют так: он не способен к делу, требующему длительного дыхания?

5) …во многих спортивных соревнованиях звучит предварительная команда?

6) …чайник, которого вы ждете, никак не закипает?

Задача 5. Прокомментируйте следующие ситуации. В чем причины рассеянности? Гениальность делает людей невнимательными или внимание образует из них гениев?

  1. Однажды Ньютон задумал сварить яйцо. Взяв часы, он заметил начало варки. А спустя некоторое время обнаружил, что держит в руках яйцо, а варит часы.
  2. Известна история, когда Н. Е. Жуковский приходит к себе домой, звонит, из-за двери спрашивают: «Вам кого?» Он в ответ: «Скажите, дома ли хозяин?» — «Нет». — «А хозяйка?» — «Нет и хозяйки. А что передать?» — «Скажите, что приходил Жуковский».
  3. Однажды у известного математика Гильберта был званый вечер. После прихода одного из гостей мадам Гильберт отвела мужа в сторону и сказала ему: «Давид, пойди и смени галстук». Гильберт ушел. Прошел час, а он все не появлялся. Встревоженная хозяйка дома отправилась на поиски супруга и, заглянув в спальню, обнаружила его крепко спящим в постели. Проснувшись, он вспомнил, что, сняв галстук, автоматически стал раздеваться дальше и, надев пижаму, лег в кровать.
  4. Аббат Беккария, занятый своими опытами, во время служения обедни произнес, забывшись: «А все-таки опыт есть факт!»
  5. Дени Дидро, нанимая извозчиков, забывал отпускать их, из-за чего ему приходилось платить им за целые дни, которые они напрасно простаивали у его дома.

Задача 6. Н.Ф.Добрынин предлагал выделять непроизвольное внимание (феномены которого обусловлены ненаправленной поисковой активностью субъекта), вынужденное внимание (детерминированное особенностями стимуляции), эмоциональное внимание (обусловленное внутренними условиями: соответствием или несоответствием стимула влечениям, желаниям, потребностям), привычное внимание (связанное с прошлым опытом субъекта, сформировавшимся и специализированным для приема и обработки определенной стимуляции), произвольное внимание (обусловленное мотивацией) и послепроизволъное внимание (соответствующее процессу изменения организации целенаправленной деятельности). Соотнесите перечисленные факты с этими видами внимания.

  1. Студент, целенаправленно готовящийся к трудному экзамену по нелюбимому предмету, вдруг натыкается в учебнике на заинтересовавший его факт. С этого момента подготовка, ранее требовавшая неусыпного внимания, вдруг приобретает цель и превращается в увлекательный процесс, не требующий специального контроля.
  2. Дремлющие пассажиры поздней электрички вздрагивают от грохота проезжающего по соседним путям скорого поезда и после того, как тот прошел, некоторое время сохраняют бдительность.
  3. Девочка-подросток, читающая перед сном мелодраму, забывает о времени, жадно «проглатывая» страницу за страницей.
  4. Врач даже у прохожих на улице замечает признаки распространенных заболеваний.
  5. Психоаналитик по поведению, репликам и непроизвольной жестикуляции клиента догадывается об истинных причинах визита.
  6. Невзрачная сотрудница лаборатории, которую все знают как «серую мышку», вдруг приходит на работу в роскошной собольей шубе.
  7. В толпе мелькнуло знакомое лицо, и человек начинает вглядываться, стараясь его отыскать.
  8. Лингвист, читая плохой перевод романа, замечает стилевые и культурные несоответствия.
  9. Аспирант, просматривающий в научной библиотеке каталог, мгновенно «отлавливает» книги с «ключевыми» для его исследования словами.
  10. Женщины в родильных домах часто различают плач именно своего малыша.
  11. Новорожденный ребенок поворачивает глазки в сторону шума.
  12. Абитуриенты, сдающие письменный экзамен, поднимают головы, если распахивается дверь аудитории.
  13. Смотря длинный «мыльный» сериал, пенсионеры всегда обращают внимание на замену актеров на привычных ролях.
  14. Преподаватель психологии, читая любую литературу, видит в ней примеры, иллюстрирующие изучаемые его студентами психологические феномены.
  15. Младший школьник может часами играть в компьютерные игры, не уставая и не отвлекаясь, а вот геометрия требует от него большего сосредоточения внимания.
  16. Сотрудники, привыкшие к цветам одежды начальника, всегда обсудят между собой его новый галстук.
  17. Начавший смотреть фильм рубрики «Кино не для всех» зритель сначала напрягался, чтобы понять сложную сюжетную канву, но постепенно «втянулся» и, совершенно неожиданно для себя, с интересом досмотрел фильм до конца.
  18. Авиадиспетчер в течение смены внимательно следит за светящимися точками на экране дисплея.
  19. Водитель автомобиля, даже в ночное время на свободной трассе, вынужден следить за дорогой.
  20. Хозяйка, поставившая в духовку пирог, постарается не забыть о нем, даже если займется другими важными делами.
  21. В компании молодую женщину всегда привлечет мужчина, соответствующий ее представлениям о мужской привлекательности.
  22. Машинистка может не заметить опечаток в рукописи, но их всегда обнаружит заказчик.
  23. Мать всегда обратит внимание на признаки простуды у ребенка.
  24. Если вдруг распахнется дверь и в комнату вбежит клоун, какой бы деятельностью не были заняты сидящие в комнате люди, они ее прервут.
  25. Мучаясь бессонницей, человек ловит себя на том, что прислушивается к любым звука — тиканью часов, капанью воды из крана на кухне, скрипу половиц, храпу соседа за стеной.

 

Проведите эмпирическое исследование.Обратите внимание на оформление результатов исследования (http://lms.vspu.ru/topic/interpretatsiya-i-predostavlenie-rezultatov-3/).

ИЗУЧЕНИЕ КОНЦЕНТРАЦИИ СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ

Цель: изучение роли концентрации внимания в учебном процессе и оценка способности к концентрации слухового внимания.

Оборудование: тексты арифметических задач.

Ход опыта. Опыт проводится коллективно. Испытуемым зачитывается инструкция: «Сейчас я прочитаю Вам три простые арифмтические задачи. Вы должны решить их в уме. Получаемые Вами числа также надо держать в уме. Результаты вычислений записывайте только тогда, когда я скажу: «Пишите!» Вслух ничего говорить нельзя. Переспрашивать тоже нельзя. Если Вы не расслышали или забыли примеры, то вместо ответа ставьте прочерк. Внимание! Полная тишина! Начинаю!» (Читать четко, медленно, с паузами, где отточия)

«Даны два числа: 82 … и 68 … Первую цифру второго числа умножьте на первую цифру первого числа … и от полученного произведения отнимите вторую цифру первого числа… Пишите!..» (Ответ: 46)

«Даны два числа: 82 … и 68 … К первой цифре второго числа прибавьте вторую цифру первого числа… и полученную сумму разде­лите на вторую цифру второго числа… Пишите!…» (Ответ: 1)

«Даны числа: 56 … и 32 … Вторую цифру первого числа разделите на первую цифру второго числа… Полученное частное умножьте на вторую цифру первого числа… Пишите!..» (Ответ: 4)

Обработка результатов. Результаты заносятся в протокол, где знаком «+» отмечают решенные, а знаком «–» нерешенные задачи:

Фамилия испытуемого Решение задач
первой второй третьей
Иванов + + +
Петров + +
Смирнов + +
Павлов + +

Полученные данные позволяют оценить индивидуальные особенности концентрации слухового внимания. Для решения всех трех задач необходимо быстрое сосредоточение и устойчивость концентрированного внимания. Правильное решение второй и третьей задачи при неправильном решении первой указывает на относительно невысокую скорость сосредоточения внимания и, таким образом, медленную включаемость в работу. Правильное решение первой и второй задачи при неправильном решении третьей говорит о некоторой истощаемости внимания, неспособности сохранять высокую его степень концентрации в процессе работы. Правильное решение первой третьей задачи при неправильном решении второй свидетельствует неустойчивости внимания, отвлекаемости. Следует подчеркнуть, что такая интерпретация результатов имеет смысл только в случае положительной мотивации у испытуемых к проводимому опыту.

 

ИЗУЧЕНИЕ УСТОЙЧИВОСТИ ВНИМАНИЯ

Цель: определение устойчивости внимания в условиях работы, требующей его распределения и переключения (корректурная проба).

Оборудование: специальные бланки, секундомеры.

Ход опыта. Опыт проводится коллективно. Испытуемым зачитывается следующая инструкция: «Вам розданы листы со строчками различных букв. Ваша задача – просматривать буквы построчно, слева направо, как будто читаете, и зачеркивать или подчеркивать те из них, которые я назову. Делать это нужно как можно быстрее, но при этом быть внимательным, не допускать ошибок. Если закончится один бланк, то продолжайте работу на втором и т. д. Работать начнете после моей команды «Начали!». Сначала будете подчеркивать букву «К» и вычеркивать букву «И». Когда через некоторое время я скажу: «Черта!», Вы должны провести вертикальную линию в том месте просматриваемой строчки, где Вас застанет эта команда, и поменять способ работы на противоположный: подчеркивать теперь букву «И» и вычеркивать букву «К». При следующей команде «Черта!» опять провести вертикальную линию и вернуться к старому способу работы: подчеркивать букву «К» и вычеркивать букву «И», и т. д. Во время работы разговаривать и задавать вопросы нельзя. Если есть какие-то вопросы, задавайте их сейчас… (При объяснении правил работы рекомендуется проиллюстрировать их мелом на доске и выяснить, все ли поняли испытуемые) Приготовились! Начали!»

По команде «Начали!» запустить секундомер. Опыт продолжается 10 мин, через каждую минуту подается команда «Черта!».

После окончания работы испытуемых просят дать отчет в том, насколько трудно им было выполнять задание и в чем состояли трудности, устали ли они, смогли (хотели) бы они продолжать эту работу дальше, как они, по их мнению, справились с работой (без ошибок или, наоборот, сделали много ошибок, много или мало строчек успели просмотреть). Эти субъективные отчеты помогут экспериментатору дать содержательную интерпретацию количественных показателей.

Обработка результатов производится путем сравнения с шаблоном, на котором зафиксировано правильное выполнение задания. Полученные данные заносятся в таблицу:

Время (мин) Кол-во просмотренных букв (S) Кол-во правильно подчёркнутых и перечёркнутых букв (С) Кол-во неправильно подчёркнутых и перечёркнутых букв (W) Кол-во ошибочно пропущенных букв (O) Коэффициент правильности (B) Коэффициент продуктивности (E)
1-я
2-я
3-я
4-я
5-я
6-я
7-я
8-я
9-я
10-я
∑=10

мин.

По этим данным для каждого испытуемого вычисляются коэффициенты правильности и продуктивности (по каждой минуте работа и общий):

B= (C-W)/(С+O);      E=S⋅B              

Испытуемые ранжируются по величине общих коэффициентов правильности и продуктивности (от минимального к максимальному), находятся медианы (Md) этих двух рядов коэффициентов и (строятся соответствующие 95%-ные доверительные интервалы, на основании которых делаются предварительные диагностические выводы об уровне работоспособности и устойчивости внимания (низкая, средняя, высокая).

По количеству ошибок можно судить о степени концентрации внимания. Не менее важен качественный анализ ошибок (в связи с тем, что способ работы связан с распределением и сознательным переключением внимания): какие ошибки доминируют на разных этапах выполнения задания, а также в момент перехода от одного способа работы к другому. На основании качественного анализа данных и субъективного отчета испытуемых дается развернутая характеристика динамики внимания каждого испытуемого.

Методика «Корректурная проба» имеет много вариантов исполнения (различные буквенные варианты, цифровые, с кольцами Ландольдта), обработки результатов и построения нормативов, к которым можно обратиться в зависимости от конкретных задач исследования.

(Источник: Практикум по общей психологии / под ред. А.И. Щербакова. – М.: Просвещение, 1990).


Вернуться:
Раздел

Лента активности курса

Извините, но на данный момент нам нечего вам показать. Попробуйте использовать другой фильтр или зайти попозже.