План занятия
1. Память как познавательный процесс.
2. Классификации видов памяти.
3. Мнемические процессы.
4. Индивидуальные различия памяти, профессиональная память.
5. Формирование и развитие памяти.
Задания для самостоятельной работы
1. Составьте словарь основных понятий темы.
2. Решите задачи (источник: Сапогова Е.Е. Задачи по общей психологии. М., 2001):
Задача 1. Выберите правильный ответ из предложенных вариантов.
- Сенсорная память… а) действует на уровне рецепторов; б) сохраняет информацию в интервале меньше 1 с; в) лежит в основе зрительных образов; г) является генетически первичным видом памяти; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.
- Кратковременная память… а) сохраняет информацию в пределах двух минут; б) обладает емкостью, не превышающей 11 элементов; в) позволяет долго помнить телефонный номер; г) короче оперативной; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.
- Долговременная память… а) обладает ограниченной емкостью; б) обладает практически неограниченной длительностью; в) более развита у пожилых людей; г) обобщение образов и представлений; д) не связана с эмоциями; е) все ответы верны; ж) все ответы неверны.
- Принцип специфичности кодирования касается… а) контекста, в котором осуществляется кодирование; б) мотивации субъекта; в) времени повторений одного и того же материала; г) времени, необходимого для того, чтобы интегрировать материал; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.
- Эффект Зейгарник состоит в том, что мы лучше помним какую-либо работу, если она… а) была сознательно прекращена; б) была доведена до конца; в) осталась незаконченной; г) привела к вознаграждению; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.
- Семантическая память — это такая память… а) при которой информация обрабатывается в момент кодирования; б) которая состоит из структур, позволяющих организовать познание мира; в) в которой хранится информация, касающаяся жизненно важных событий; г) в которой хранится частная, «проходная» информация; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.
- Мы ориентируемся в днях недели или расположении слов в словаре благодаря… а) пространственной организации информации; б) последовательной организации информации; в) ассоциативной организации информации; г) иерархической организации информации; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.
- Когда мы забываем о назначенном свидании, это обусловлено… а) торможением; б) активным забыванием; в) мотивированным забыванием; г) все ответы верны; д) все ответы неверны.
- Память… а) всегда играет положительную роль в процессах мышления; б) может вызывать некоторую функциональную ригидность; в) всегда облегчает решение задачи; г) все ответы верны; д) все ответы неверны.
- Память обслуживает, по преимуществу… а) настоящее; б) прошлое; в) будущее; г) все ответы верны; д) все ответы неверны.
Задача 2. Проанализируйте следующие утверждения. Какие из них неверны и почему?
- Механизм кратковременной памяти позволяет информации сохраняться меньше секунды.
- В случае, если требуется на,короткое время сохранить информацию, состоящую более чем из 4 элементов, мозг автоматически осуществляет их перегруппировку.
- Емкость долговременной памяти и длительность хранения в ней информации зависит от важности запоминаемого материала.
- Информация всегда легче воспроизводится в том же самом контексте, в котором происходило ее запоминание.
- Мы всегда дольше помним о работе, которую успели закончить.
- Серьезная проработка материала в течение короткого времени приводит к более эффективному запоминанию, чем длительное его изучение.
- Эпизодическая память состоит из всех структур, свойственных той или иной культуре и позволяющих организовать познание мира.
- В отличие от пространственной и последовательной организации памяти ассоциативная и иерархическая организация ее обусловлена «внешними» факторами.
- Всегда легче вспомнить какой-либо элемент прошлого опыта, чем узнать его среди других предъявляемых предметов.
- Кратковременная память существенно улучшается в возрасте от 5 до 11 лет.
- Процессы памяти не связаны с процессами мышления.
- В оперативной памяти информация сохраняется на более длительный срок, чем в кратковременной памяти.
Задача 3. Вставьте пропущенные слова в следующие утверждения.
- Память — форма… действительности, заключающаяся в … , … и … … человеком данных своего опыта.
- Различают три уровня памяти: сенсорную (или …), … и … память.
- … память функционирует в течение четверти секунды.
- Емкость и длительность … информации в долговременной памяти в принципе практически … .
- Чем более … становится информация в результате многократного повторения, тем выше вероятность того, что она … в памяти.
- Процесс … осуществляется уже на этапе сенсорной памяти, след консолидируется на стадии … памяти и углубляется на стадии … памяти.
- … память включает все те структуры, которые позволяют упорядочить познание мира.
Задача 4. Определите, в каких из перечисленных примеров речь идет о непосредственной (оперативной, мгновенной, сенсорной), кратковременной или долговременной памяти.
- При печатании на пишущей машинке как только буква напечатана, человек тут же забывает ее, чтобы перейти к следующей.
- Старушка всю жизнь помнит о своей первой любви.
- Человек, набирающий малознакомый номер в телефоне-автомате и держащий в руках сумку, букет и торт, не имеет возможности держать перед глазами записную книжку, и ему приходится мысленно повторять номер, пока набирает его. Если его прервать в момент, пока он дозванивается, номер исчезнет из памяти.
- Пожилой актрисе, работающей над мемуарами, кажется, что свои гимназические годы она помнит лучше, чем военные и перестроечные.
- Авиадиспетчер на несколько минут сосредоточивает внимание на изображении движущейся точки на экране, а после посадки самолета тут же забывает о ней, переключая внимание на следующую.
- Писатель, работающий над историческим романом, помнит огромное число архивных данных, хотя далеко не все они войдут в повествование.
- Ожидая на остановке автобус № 664, человек помнит номера других, прошедших до «своего», автобусов (№ 47, 57, 119, 117 и т.д.), но, дождавшись, тут же выбрасывает их из памяти.
- Люди, окончившие школу даже 40-50 лет назад, сохраняют в памяти имя первой учительницы.
- Студент перед экзаменом помнит огромное количество цифр, дат, фактов, которые «улетучиваются» из головы, как только экзамен сдан.
- Дошкольник, вспомнив летом о новогодних подарках, рисует Деда Мороза «по памяти».
- На конференции с человеком пытается поболтать неинтересный ему собеседник. Высматривая в толпе знакомые лица, человек что-то отвечает на вопросы, как-то реагирует на реплики навязчивого собеседника, но, наконец избавившись от него, совершенно не помнит, о чем был разговор.
- Малыш, проведший все лето в деревне у бабушки, может не узнать ее, когда зимой она приедет в город.
Задача 5. Ответьте на сакраментальные вопросы о памяти, достаточно часто встающие перед каждым. Объясните механизмы описанных фактов.
- Как получается, что слова (названия, имена, даты и т.д.), которые мы не можем вспомнить в нужный момент, выскакивают откуда-то значительно позже?
- Является ли память, подобно красоте, природным даром?
- Почему иногда мы запоминаем незначительные детали, но забываем самое существенное?
- Почему, когда мы хотим что-то выкинуть из памяти, оно упорно в ней остается?
- Есть ли гарантия, что хорошая память с возрастом не превратится в плохую?
- Почему иногда какое-то слово «вертится на кончике языка», но не вспоминается?
3. Проведите эмпирическое исследование.Обратите внимание на оформление результатов исследования (http://lms.vspu.ru/topic/interpretatsiya-i-predostavlenie-rezultatov-3/).
ИЗМЕРЕНИЕ ОБЪЕМА КРАТКОВРЕМЕННОЙ ПАМЯТИ[1]
Вводные замечания. Кратковременная память (КП) – вид памяти, характеризующийся очень кратким сохранением материала после однократного продолжительного восприятия и только немедленным воспроизведением. объем кратковременной памяти измеряется числом символов, которые могут быть воспроизведены немедленно после их однократного предъявления. Объем КП относительно безразличен к количеству информации и ограничен числом 7± 2. Тесно связанная с перцепцией, являясь как бы ее инерцией, и служит основой более сложных функциональных образований. В то же время в самой КП могут производиться достаточно сложные преобразования входной информации, осуществляемые в свернутом виде.
Цель: измерение объема кратковременной памяти.
ПРОТОКОЛ ЗАНЯТИЯ
Испытуемый: ……………………………………………….. Дата: ………………………………….
Экспериментатор: ……………………………..………… Время опыта: …………………….
Длина ряда | Результаты воспроизведения | |||
1 | 2 | 3 | 4 | |
4 5 6 … 10 |
Словесный отчет испытуемого:………………………………………………………………….
Наблюдения экспериментатора: ……………………………………………………………….
Определение объема кратковременной памяти по методу Джекобса
Методика. Опыт проводится на цифровом материале. Испытуемому предъявляются последовательно семь рядов цифр, содержащих от 4 до 10 элементов. Ряды составлены по таблице случайных чисел. Экспериментатор по одному разу читает по очереди каждый ряд, начиная с самого короткого. После прочтения каждого ряда, через 2–3 с, испытуемый письменно воспроизводит в протоколе элементы ряда в том же порядке, как их читал экспериментатор. Опыт повторяется четыре раза (на других цифровых рядах).
Материал: числовые ряды:
1)
24 73 58 49
89 65 17 59 78
53 27 87 91 23 47
16 51 38 43 87 14 92
72 84 11 85 41 68 27 58
47 32 61 18 92 34 52 76 81
69 15 93 72 38 45 96 26 58 83
2)
24 89 53 16
72 47 69 73 65
27 51 84 32 15 58
17 87 38 11 61 93 49
59 91 43 85 18 72 78 23
87 41 92 38 47 14 68 34 45
92 27 52 96 58 76 26 81 58 83
3)
69 47 15 72
32 93 16 84 61
72 38 18 11 51 53
89 27 38 85 92 45 96
34 41 43 87 65 24 73 17
91 87 68 52 26 58 76 27 14
23 59 58 49 78 47 92 58 81 83
4)
24 89 73 58
65 53 16 27 17
49 59 87 51 72 47
84 38 91 78 23 43 11
32 69 15 61 85 87 47 14
41 18 93 72 92 68 92 27 34
38 45 52 58 76 96 26 81 58 83
После этого испытуемый дает словесный отчет о том, какими приемами он пользовался для запоминания ряда. Экспериментатор фиксирует отчет, а также свои наблюдения за поведением испытуемого в ходе опыта.
Обработка результатов
- Сверить результаты каждого опыта с предъявленным материалом. Знаком «+» отмечаются правильно воспроизведенные ряды. Ряды, не воспроизведенные полностью, воспроизведенные с ошибками или в иной последовательности, отмечаются знаком «-».
- Составить сводную таблицу результатов (табл. 1) и вычислить процент правильно воспроизведенных рядов каждой длины
Таблица 1
Сводная таблица результатов
Номер опыта п¤п | Результаты воспроизведения по длине ряда | ||||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
1 2 3 4 | + + + + | + + + + | + + + + | + + — — | + — — — | + — — — | — — — — |
Процент правильно воспроизведенных рядов |
- Построить график зависимости продуктивности запоминания от количества материала (по проценту правильно воспроизведенных рядов за все опыты).
- Вычислить объем памяти по формуле:
V = A + (m / n) + (K / 2),
где A – наибольшая длина ряда, воспроизведенного правильно во всех опытах; n – число опытов (в данном задании n=4); m – количество правильно воспроизведенных рядов, больших А; К – интервал между рядами (в данном задании К=1).
- Составить сводную таблицу результатов опытов для группы испытуемых (10 человек) и вычислить средние показатели. Нанести средний график зависимости продуктивности запоминания от длины ряда на индивидуальный график данного испытуемого.
Анализ результатов и выводы. На основании полученных количественных данных и словесного отчета испытуемых проанализировать ход процесса запоминания у данного испытуемого. Сопоставить индивидуальные данные со средними по группе (объем кратковременной памяти и график зависимости продуктивности запоминания от длины ряда).
ИССЛЕДОВАНИЕ НЕПОСРЕДСТВЕННОГО И ОПОСРЕДСТВОВАННОГО ЗАПОМИНАНИЯ
Вводные замечания. Опосредствованная и непосредственная память – виды памяти, различающиеся по критерию использования вспомогательных средств в процессе запоминания. Под непосредственным запоминанием понимается запоминание путем заучивания, не опирающееся на какие-либо вспомогательные опосредствующие приемы. Опосредствованное запоминание предполагает использование определенных более или менее развернутых приемов, средств. Говоря о непосредственном запоминании, следует иметь в виду, что и оно не обходится без специальных «внутренних» средств, которые трудно выделить путем наблюдения или интроспективно.
Для исследования опосредствованного запоминания могут применяться классические методы: метод парных ассоциаций и метод антиципации. Однако разработаны и специальные приемы, к числу которых относятся метод пиктограмм и метод двойной стимуляции.
Цель: сравнить продуктивность непосредственного опосредствованного запоминания.
Методика. Эксперимент состоит из двух опытов. Цель первого опыта – определить объем непосредственного, второго – опосредствованного запоминания. Экспериментальный материал в обоих опытах предъявляется слуховым способом.
В первом опыте (серия А) используется классический метод удержанных членов ряда. Экспериментальным материалом служит ряд из 15 не связанных между собой по смыслу слов (из 4–6 букв). Экспериментатор читает испытуемому все 15 слов с паузами между словами в 2 с. После окончания чтения ряда, через 5 с, он должен воспроизвести вслух слова в любом порядке. По окончании опыта испытуемый дает словесный отчет о том, каким путем он запоминал слова. Ответы и словесный отчет фиксируются в протоколе.
Серия А.
Материал: Пары слов для запоминания (кресло, вода, ошибка, память, голубь, лейка, ветер, котел, замок, спички, терка, завод, рыба, топор, дождь).
ПРОТОКОЛ ЗАНЯТИЯ
Испытуемый: ……………………………………………….. Дата: ………………………………….
Экспериментатор: ……………………………..………… Время опыта: …………………….
Номер слова | Предъявленный ряд | Результаты воспроизведения | Примечание |
1 2 3 … 15 |
Словесный отчет испытуемого:………………………………………………………………….
Наблюдения экспериментатора: ……………………………………………………………….
Во втором опыте (серия Б) используется классический метод удачных ответов. Экспериментальным материалом служит ряд из 15 пар слов (из 4–6 букв). Каждая пара должна быть связана между собой любым видом ассоциации (например, зима-снег, дерево-стол, нога-сапог и т. п.). Первые слова пар – слова-опоры, вторые – слова-объекты, которые испытуемый должен запомнить. Экспериментатор читает слова в трохаическом размере, т.е. с ударением на первом слове. Интервал между парами – 2 с. После окончания предъявления ряда, через 5 с, экспериментатор читает только слова-опоры (порядок их предъявления изменяется), а испытуемый должен называть слова-объекты, соответствующие словам-опорам. Ответы, ошибочные воспроизведения и словесный отчет о том, как испытуемый связывал между собой слова-опоры и слова-объекты, экспериментатор фиксирует в протоколе (см. выше).
Серия Б.
Материал: пары слов для запоминания (кукла-играть, курица-яйцо, ножницы-резать, лошадь-сани, книга-учить, бабочка-муха, щетка-зубы, барабан-пионер, снег-зима, петух-кричать, чернила-тетрадь, корова-молоко, паровоз-ехать, груша-компот, лампа-вечер).
Обработка результатов
- По каждому опыту подсчитать частоту правильных и ошибочных воспроизведений.
- Составить сводную таблицу результатов обоих опытов (табл. 2).
Таблица 2
Сводная таблица результатов
Номер опыта | Количество воспроизведений | |
правильных | неправильных | |
1 2 |
- Определить коэффициент увеличения эффективности запоминания при переходе к использованию специальных средств запоминания.
С целью сравнения результатов непосредственного и опосредствованного запоминания определяется коэффициент увеличения эффективности запоминания (К) при переходе к употреблению специальных мнемических средств:
K = (Vo — Vн) / Vн · 100%,
где V0 – число удержанных членов при опосредствованном запоминании; VH – число удержанных членов при непосредственном запоминании.
- Сравнить результаты опытов между собой, привлекая не только количественные показатели, но и материалы словесных отчетов испытуемых и наблюдений экспериментатора.
(Источник: Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии / под общ. ред. А.А.Крылова, С.А.Маничева. – СПб: Питер, 2000; Практикум по общей психологии / под ред. А.И. Щербакова. – М.: Просвещение, 1990).
Предыдущее занятиеСледующее занятие