ЛПЗ 7. Мышление

Задания для самостоятельной работы

Решите задачи (источник: Сапогова Е.Е. Задачи по общей психологии. М., 2001):

Задача 1. Выберите правильный ответ из предложенных вариантов.

  1. Допонятийное мышление в теории Ж. Пиаже характеризуется… а) эгоцентризмом; б) нечувствительностью к противоречию; в) синкретизмом; г) все ответы верны; д) все ответы неверны.
  2. Понятийное мышление проявляется в… а) оперировании единичными случаями; б) несогласованности объема и содержания; в) отсутствии представлений о сохранении количества; г) все ответы верны; д) все ответы неверны.
  3. По форме различают следующие виды мышления: а) наглядно-действенное; б) теоретическое; в) интуитивное; г) дискурсивное; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.
  4. Наглядно-образное мышление связано с… а) оперированием понятиями; б) рефлексией; в) оперированием суждениями; г) оперированием представлениями; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.
  5. Понятие — это важнейший элемент… а) восприятия; б) мышления; в) памяти; г) речи; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.
  6. С развитием понятий идет и становление… а) анализа; б) синтеза; в) сравнения; г) обобщения; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.
  7. В концепции Л. С. Выготского мышление и речь… а) абсолютно тождественны; б) имеют разные генетические корни; в) являются независимыми друг от друга функциями; г) все ответы верны; д) все ответы неверны.
  8. Интуиция — это… а) скачок в познании; б) озарение; в) прогноз; г) антиципация; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.
  9. Чувственная ступень познания нуждается в дополнении рациональной, потому что… а) сущность предметов и явлений не совпадает с их воспринимаемым обликом; б) сложные явления действительности недоступны восприятию; в) восприятие ограничено отражением предметов и явлений в момент их непосредственного воздействия на органы чувств; г) все ответы верны; д) все ответы неверны.
  10. Движущей силой формирования понятийного мышления является… а) игра; б) практическая деятельность; в) функционирование доминанты; г) обучение; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.

Задача 2. Наиболее распространенное деление стилей мышления — деление на «теоретиков» (или, в близкой типологии В. Оствальда, «классиков») и «эмпириков» («романтиков»). Ниже приведены характеристики тех и других. Определите, где речь идет о «теоретиках», а где — об «эмпириках».

  1. Их отличают большая наблюдательность, любознательность, виртуозное использование сравнительного анализа.
  2. Они считают, что открытия определяются яркими вспышками воображения.
  3. С их точки зрения, то, что не наблюдаемо в опыте, нельзя использовать в научном рассуждении.
  4. Ценность их в том, что сделанные ими открытия служат исходной информацией для научного прорыва, реализуемого другими.
  5. Их сильная сторона — аналитичность, рациональность мышления, невысокая эмоциональность.
  6. Они признают наукой только установление связей между непосредственно измеряемыми величинами.
  7. Они устремляются в прорыв, обозначенный усилиями других, и делают результат доказательным и убедительным для других.
  8. Когда в материале есть «белое пятно», они восполняют недостающие детали гипотезой, опирающейся на интуицию.
  9. Слабость их — в излишней, часто необоснованной доверчивости к найденным закономерностям.
  10. Они менее наблюдательны, чем другие, но и не столь доверчивы.

Задача 3. Какие из перечисленных слов характеризуют индивидуально-типологические особенности мышления?

Самостоятельность, критичность, умеренность, вязкость, дивергентность, подвижность, зрелость, эмоциональность, инертность, креативность, стереотипность, темпераментность, отчетливость, образность, практичность, интровертированность, глубина мысли, гибкость, пытливость ума, быстрота мысли, системность, операциональность, дополнительность, достоверность, логичность, интуитивность, инструментальность, обязательность, механистичность, уверенность, смелость, оригинальность.

Задача 4. Прокомментируйте приведенные определения мышления и выберите, на ваш взгляд, наиболее правильные.

  1. Мышление — процесс, всегда опирающийся на данные чувственного опыта.
  2. Мышление — это простая цепь ассоциаций, протекающих в сознании.
  3. Мышление — это опосредованное и обобщенное отражение действительности, вид умственной деятельности, заключающийся в познании сущности вещей и явлений, закономерных связей и отношений между ними.
  4. Мышление — это процесс переработки созерцания и представлений в понятия.
  5. Мышление — это процесс переработки информации.
  6. Мысль — это биотоки мозга.
  7. История мысли = история языка.

Задача 5. Наиболее известным исследователем, разработавшим курс обучения продуктивным умениям на основе информационного подхода, является Р. Хаес. Им выделены перечисленные ниже фазы решения проблемы (задачи) и соответствующие этим фазам эвристические приемы. Распределите приемы по соответствующим фазам решения.

Фазы решения проблемы (задачи):

I — нахождение проблем (задач);

II — понимание задачи;

III — поиск (собственно) решения;

IV — проверка и оценка.

Эвристические умения: 1. Изучение списков проблем. 2. Формулировка проблемы и проверка правильности извлечения информации. 3. Использование внешних репрезентаций (моделирование). 4. Использование эвристических приемов (планирование, функциональный анализ, решение вспомогательных задач, деление на части, проведение аналогий). 5. Проверка результатов. 6. Поиск альтернативных интерпретаций. 7. Поиск другого способа репрезентации проблемы (изменение точки зрения, выбор новых образцов, поиск гипотетических обоснований, доказательство через противоречие). 8. Мозговой штурм. 9. Анализ внешней оценки и критика.

 


Вернуться:
Раздел

Лента активности курса

Извините, но на данный момент нам нечего вам показать. Попробуйте использовать другой фильтр или зайти попозже.