ЛПЗ 2. Тема 2. Понятие о психике и её эволюции

Задания для самостоятельной работы

1. Решите задачи (источник: Сапогова Е.Е. Задачи по общей психологии. М., 2001):

Задача 1. Вставьте пропущенные слова в следующие утверждения.

1. У животных, находящихся у основания эволюционной лестницы, наблюдаются очень примитивные формы поведения, известные под названием … .
2. Последовательность событий, в результате которой информация от … … передается в нервную систему и вызывает автоматическую реакцию, называется … .
3. Присущие данному виду сложные … формы поведения, организация и цели которых генетически детерминированы, называют … поведением.
4. У человека и животных известен феномен … — глубокой привязанности к первому … предмету, оказавшемуся в поле восприятия сразу же после рождения.
5. Только представители видов, обладающих способностью к … и приобретению … , могут справляться с новыми ситуациями и вырабатывать новые формы поведения, позволяющие им адаптироваться.
6. На стадии элементарной сенсорной психики животные способны отражать лишь … … внешних воздействий.
7. Представители стадии … … отражают внешнюю действительность в форме не отдельных ощущений, а целостных образов вещей.
8. Относительно самостоятельные акты, содержание которых отвечает не самому предмету потребности, а условиям, в которых он находится, называется … .
9. Примерами … … могут служить привычки домашних животных или их дрессировка.
10. Толчком к возникновению сознания послужило появление новой формы деятельности – … … .

Задача 2. Из приведенных суждений отберите верные и аргументируйте свой выбор.

1. Развитие психики определяется необходимостью приспособления организма к среде.
2. Уже у растений можно обнаружить примитивные формы психической организации.
3. Каждая новая ступень психического развития животных есть новый шаг в усложнении физической организации.
4. Развитие психики животных проходит стадии элементарной сенсорной и перцептивной психики.
5. У многих животных существует разделение труда с последовательной сменой функций.
6. Врожденный пусковой механизм инстинктивных поведенческих актов одинаков для всех видов животных.
7. Общение животных по своему содержанию и характеру аналогично общению людей.
8. Основу всех без исключения форм поведения животных составляют инстинкты.

Задача 3. Выберите правильные ответы из предложенных вариантов.

1. Таксис — это реакция организма, которая… а) имеется только у животных; б) имеется только у человека; в) ориентирована относительно источника раздражения; г) все ответы верны; д) все ответы неверны.
2. Рефлексы… а) всегда имеют врожденную природу; б) свойственны только низшим животным; в) исчезают по мере восхождения организма по эволюционной лестнице; г) могут быть произвольно заторможены; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.
3. Инстинктивное поведение… а) врождено; б) направлено на выживание организма; в) имеет общие механизмы у всех биологических видов; г) все ответы верны; д) все ответы неверны.
4. Импринтинг... а) может быть направлен на любой объект; б) возникает благодаря скрещиванию; в) никогда не угасает; г) может быть актуализирован в любом возрасте; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.
5. Высшая форма психического отражения, интегрирующая все другие формы отражения и свойственная только человеку, — это… а) самосознание; б) воля; в) память; г) сознание; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.
6. Высшие психические функции характеризуются… а) осознанностью; б) непроизвольностью; в) зависимостью от биологических условий; г) общностью для животных и человека; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.

Задача 4. Согласны ли вы с приведенными тезисами? Найдите в них ошибки и неточности, если они есть.

1. Сознание есть отражение действительности – истинное или превратное.
2. При объективном изучении человека психолог не наблюдает ничего такого, что он мог бы назвать сознанием. Сознание и его подразделения являются поэтому не более как терминами, дающими психологии возможность сохранить – в замаскированной, правда, форме – старое религиозное понятие души.
3. Сознание в качестве информации выполняет как отображающую, так и управляющую функцию.
4. Сознание – это всегда знание о чем-то, что вне его. Оно предполагает отношение субъекта к объективной реальности, к предмету, находящемуся вне сознания.
5. Сознание способно отражать и самое себя, явления субъективной реальности. Эта особенность сознания именуется его рефлексивностью или способностью отражения отражения.
6. Мое отношение к моей среде есть мое сознание.
7. Если психика связана с рефлексами, значит психика и сознание и есть рефлекс.
8. Сознание – это коллективное идеальное.
9. Бессознательное немыслимо без осознаваемого.
10. Сознание и материя являются различными аспектами одной и той же реальности.


Вернуться:

Лента активности курса

Извините, но на данный момент нам нечего вам показать. Попробуйте использовать другой фильтр или зайти попозже.