Задания для самостоятельной работы
Проведите эмпирическое исследование формирования навыков, соблюдая все требования к процедуре. Оформить полученные данные в протокол. Описать результаты в соответствии со структурой выводов. Письменно зафиксировать собственные трудности в процессе проведения исследования и анализа данных, возникшие вопросы. Сделать вывод о подтверждении или неподтверждении исходной гипотезы с указанием факторов, влияющих на конечные результаты.
Опыт 1.
Цель: анализ процесса формирования кинестезического навыка.
Материал: палочки длиной 7-10 см. (32-50 шт.).
Ход опыта. Перед испытуемым выкладывают все палочки. Ему предлагают с одного раза без зрительного контроля взять 10 палочек. Задание выполняется до тех пор, пока не выработается навык. Протоколист фиксирует количество палочек, захваченных в руку при каждой попытке, и скорость движений в таблице со столбцами: 1) номер попытки, 2) количество палочек, 3) время (в сек.).
Строится кривая выработки кинестезического навыка.
Опыт 2.
Цель: формирование умственных навыков.
Материал: примеры для устного счета.
Решение примеров на основе приёма вычитания числа из суммы:
157+99=256 | (157+100)-1=256 |
480+98=578 | (480+100)-2=578 |
262+99=361 | (262+100)-1=361 |
879+89=968 | (879+90)-1=968 |
160+93=253 | (160+100)-7=253 |
360+89=449 | (360+90)-1=449 |
265+85=350 | (265+90)-5=350 |
550+94=644 | (550+100)-6=644 |
Решение примеров на основе приёма прибавления числа к разности:
237-97=140 | (237-100)+3=140 |
440-98=342 | (440-100)+2=342 |
596-87=509 | (596-90)+3=509 |
572-66=506 | (572-70)+4=506 |
725-95=630 | (725-100)+5=630 |
284-77=207 | (284-80)+3=207 |
440-59=381 | (440-60)+1=381 |
720-38=682 | (720-40)+2=682 |
Ход опыта. Испытуемому вначале предлагают решить примеры первой группы и предупреждают, что он должен вычислять, используя приём вычитания числа из суммы. Фиксируют время решения каждого примера и ошибки. На основе этих данных прослеживают процесс выработки вычислительного навыка. Сразу же после решения этих примеров испытуемому предлагают решить примеры второй группы, используя приём прибавления числа к разности. Аналогично фиксируется время решения каждого примера и ошибки.
Сравнение результатов решения примеров первой и второй группы может стать основой для характеристики интерференции навыков.
Знакомство в опытах с сенсорными навыками и навыками умственной деятельности позволяет сделать вывод, что существуют общие закономерности выработки навыков независимо от сферы психической деятельности, в которой они формируются.
Источник: Практикум по общей психологии / А.И.Абраменко, А.А.Алексеев, В.В.Богословский и др.; под ред. А.И.Щербакова. М.: Просвещение, 1990. С.62–63.
Предыдущее занятиеСледующее занятие