ЛПЗ 4. Тема 3. Психология деятельности: виды деятельности и их формирование

Задания для самостоятельной работы

Проведите эмпирическое исследование формирования навыков, соблюдая все требования к процедуре. Оформить полученные данные в протокол. Описать результаты в соответствии со структурой выводов. Письменно зафиксировать собственные трудности в процессе проведения исследования и анализа данных, возникшие вопросы. Сделать вывод о подтверждении или неподтверждении исходной гипотезы с указанием факторов, влияющих на конечные результаты.

 

Опыт 1.

Цель: анализ процесса формирования кинестезического навыка.

Материал: палочки длиной 7-10 см. (32-50 шт.).

Ход опыта. Перед испытуемым выкладывают все палочки. Ему предлагают с одного раза без зрительного контроля взять 10 палочек. Задание выполняется до тех пор, пока не выработается навык. Протоколист фиксирует количество палочек, захваченных в руку при каждой попытке, и скорость движений в таблице со столбцами: 1) номер попытки, 2) количество палочек, 3) время (в сек.).

Строится кривая выработки кинестезического навыка.

 

Опыт 2.

Цель: формирование умственных навыков.

Материал: примеры для устного счета.

Решение примеров на основе приёма вычитания числа из суммы:

 

157+99=256
(157+100)-1=256
480+98=578
(480+100)-2=578
262+99=361
(262+100)-1=361
879+89=968
(879+90)-1=968
160+93=253
(160+100)-7=253
360+89=449
(360+90)-1=449
265+85=350
(265+90)-5=350
550+94=644
(550+100)-6=644

Решение примеров на основе приёма прибавления числа к разности:

237-97=140
(237-100)+3=140
440-98=342
(440-100)+2=342
596-87=509
(596-90)+3=509
572-66=506
(572-70)+4=506
725-95=630
(725-100)+5=630
284-77=207
(284-80)+3=207
440-59=381
(440-60)+1=381
720-38=682
(720-40)+2=682

Ход опыта. Испытуемому вначале предлагают решить примеры первой группы и предупреждают, что он должен вычислять, используя приём вычитания числа из суммы. Фиксируют время решения каждого примера и ошибки. На основе этих данных прослеживают процесс выработки вычислительного навыка. Сразу же после решения этих примеров испытуемому предлагают решить примеры второй группы, используя приём прибавления числа к разности. Аналогично фиксируется время решения каждого примера  и ошибки.

Сравнение результатов решения примеров первой и второй группы может стать основой для характеристики интерференции навыков.

Знакомство в опытах с сенсорными навыками и навыками умственной деятельности позволяет сделать вывод, что существуют общие закономерности выработки навыков независимо от сферы психической деятельности, в которой они формируются.

 

Источник: Практикум по общей психологии / А.И.Абраменко, А.А.Алексеев, В.В.Богословский и др.; под ред. А.И.Щербакова. М.: Просвещение, 1990. С.62–63.


Вернуться:

Лента активности курса

Извините, но на данный момент нам нечего вам показать. Попробуйте использовать другой фильтр или зайти попозже.