ЛПЗ 14. Тема 7. Психология личности: способности

Задания для самостоятельной работы

1. Решите задачи (источник: Сапогова Е.Е. Задачи по общей психологии. М., 2001):

Задача 1. Выберите правильный ответ из предложенных вариантов.

  1. Способности определяются как… а) индивидуально-психологические особенности человека; б) индивидуальные особенности, имеющие отношение к успешности выполнения одного или многих видов деятельности; в) особенности, несводимые к знаниям, умениям, навыкам; г) функциональные органы человека; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.
  2. Задатки как анатомо-физиологические предпосылки развития способностей... а) формируются прижизненно; б) многозначны; в) направлены на содержание конкретной деятельности; г) приобретаемы в процессе жизнедеятельности; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.
  3. По А. Ф. Лазурскому, критерием выделения основной способности является… а) сравнительная простота; б) несложность; в) значительные индивидуальные колебания; г) значительная распространенность; д) связь с другими наклонностями; е) все ответы верны; ж) все ответы неверны.
  4. Практическая реализация утверждения «способности не существуют до деятельности» привела к… а) отсутствию научной классификации способностей; б) всеобщей специализации способностей; в) отрыву способностей от родовых человеческих качеств; г) слабой теоретической обоснованности методов диагностики способностей; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.
  5. Функциональные и операциональные механизмы отдельных способностей… а) функционируют разрозненно; б) осуществляют реципрокное функционирование; в) интегрируются в режиме взаимодействия; г) все ответы верны; д) все ответы неверны.
  6. В. Д. Шадриков определяет способности как… а) психические функции; б) ориентировочные действия; в) свойства функциональных систем, реализующих конкретные психические функции; г) то, что формируется на основе задатков; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.
  7. Качественная специфика отдельных способностей объясняется… а) общим свойством способности; б) обусловленностью другими способностями; в) задатками; г) воспитанием; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.

Задача 2. Познакомьтесь с определениями способностей, выработанными в отечественной психологии. Определите, в чем все психологи сходятся, а в чем их позиции различаются. Обобщите приведенные определения, сформулируйте наиболее полное понятие способности.

  1. Б. М. Теплов: «Под способностями подразумеваются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого; способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих видов деятельности; понятие «способность» не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека».
  2. Н. В. Кузьмина: «Способности — индивидуально устойчивые свойства личности, состоящие в специфической чувствительности к объекту, средствам, условиям деятельности и нахождению (т.е. созданию) наиболее продуктивных способов получения искомых результатов в ней».
  3. Л. А. Венгер: «Способности — ориентировочные действия».
  4. А. Н. Леонтьев: «Природные способности — это не задатки, а то, что формируется на их основе».
  5. С. Л. Рубинштейн: «Способность — это сложная синтетическая особенность личности, которая определяет ее пригодность к деятельности. Более или менее специфические качества, которые требуются для определенной деятельности и через посредство ее могут сформироваться на базе тех или иных задатков. Все специальные способности человека — это в конце концов различные проявления, стороны общей его способности к освоению достижений человеческой культуры и ее дальнейшему продвижению».
  6. В. Д. Шадриков: «Способности — свойство функциональных систем, реализующих отдельные психические функции, которые имеют индивидуальную меру выраженности, проявляющуюся в успешности и качественном своеобразии выполнения деятельности».
  7. А. А. Ухтомский: «Способности — наиболее явно выраженные функциональные органы человека».
  8. Н. С. Лейтес: «Способности — особенности психики, отличающие людей друг от друга по темпу продвижения, по значительности и своеобразию достигаемых результатов при относительно равном запасе знаний, навыков и одинаковом отношении к деятельности».
  9. Ю. Б. Гиппенрейтер: «Способности определяются как индивидуально-психологические особенности человека, которые выражают его готовность к овладению определенными видами деятельности и к их успешному осуществлению. Способности являются наиболее ярким, определяющим выражением человеческой индивидуальности, именно они характеризуют его как активного субъекта деятельности».

2. Проведите эмпирическое исследование.Обратите внимание на оформление результатов исследования (http://lms.vspu.ru/lessons/spravochnyie-materialyi-6/).

МЕТОДИКА ВЫЯВЛЕНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ И ОРГАНИЗАТОРСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ  (КОС-1)[1]

Инструкция. Вам нужно ответить на все предложенные вопросы. Свободно выражайте свое мнение по каждому вопросу. Имейте в виду, что вопросы носят общий характер и не могут содержать всех необходимых подробностей. Поэтому представьте себе типичные ситуации и не задумывайтесь над деталями. Не следует тратить много времени на обдумывание, отвечайте быстро. Возможно, на некоторые вопросы  вам будет трудно ответить. Тогда постарайтесь дать тот ответ, который вам считается предпочтительным. При ответе на любой из этих вопросов обращайте внимание на его первые слова. Ваш ответ должен быть точно согласован с ними. Отвечая на вопросы, не стремитесь произвести заведомо приятное впечатление. Нам нужен не конкретный ответ, а суммарный балл по серии вопросов.

Опросник:

1. Много ли у вас друзей, с которыми вы постоянно общаетесь?
а) да;                                  б) нет.

2. Часто ли вам удается склонить большинство своих товарищей к принятию ими вашего мнения?
а) да;                                  б) нет.

3. Долго ли вас беспокоит чувство обиды, причиненное вам кем-то из ваших товарищей?
а) да;                                  б) нет.

4. Всегда ли вам трудно ориентироваться в создавшейся критической ситуации?
а) да;                                  б) нет.

5. Есть ли у вас стремление к установлению новых знакомств с разными людьми?
а) да;                                  б) нет.

6. Нравится ли вам заниматься общественной работой?
а) да;                                  б) нет.

7. Верно ли, что вам приятнее и проще проводить время с книгами или за какими-либо другими занятиями, чем с людьми?
а) да;                                  б) нет.

8. Если возникли какие-либо помехи в осуществлении ваших намерений, то легко ли вы отступаете от них?
а) да;                                  б) нет.

9. Легко ли вы устанавливаете контакты с людьми, которые значительно старше вас по возрасту?
а) да;                                  б) нет.

10. Любите ли вы придумывать и организовывать со своими товарищами различные игры и развлечения?
а) да;                                  б) нет.

11. Трудно ли вы включаетесь в новую для вас компанию?
а) да;                                  б) нет.

12. Часто ли вы откладываете на другие дни те дела, которые нужно было бы выполнить сегодня?
а) да;                                  б) нет.

13. Легко ли вам удается устанавливать контакты с незнакомыми людьми?
а) да;                                  б) нет.

14. Стремитесь ли вы добиваться, чтобы ваши товарищи действовали в соответствии с вашим мнением?
а) да;                                  б) нет.

15. Трудно ли вы осваиваетесь в новом коллективе?
а) да;                                  б) нет.

16. Верно ли, что у вас не бывает конфликта с товарищами из-за невыполнения ими своих обязанностей, обязательств?
а) да;                                  б) нет.

17. Стремитесь ли вы при удобном случае познакомиться и побеседовать с новым человеком?
а) да;                                  б) нет.

18. Часто ли в решении важных дел вы принимаете инициативу на себя?
а) да;                                  б) нет.

19. Раздражают ли вас окружающие люди и хочется ли вам побыть одному?
а) да;                                  б) нет.

20. Правда ли, что вы обычно плохо ориентируетесь в незнакомой для вас обстановке?
а) да;                                  б) нет.

21. Нравится ли вам постоянно находиться среди людей?
а) да;                                  б) нет.

22. Возникает ли у вас раздражение, если вам не удается закончить начатое дело?
а) да;                                  б) нет.

23. Испытываете ли вы чувство затруднения, неудобства или стеснения, если приходится проявлять инициативу, чтобы познакомиться с новым человеком?
а) да;                                  б) нет.

24. Правда ли, что вы утомляетесь от частого общения с товарищами?
а) да;                                  б) нет.

25. Любите ли вы участвовать в коллективных играх?
а) да;                                  б) нет.

26. Часто ли вы проявляете инициативу при решении вопросов, затрагивающих интересы ваших товарищей?
а) да;                                  б) нет.

27. Правда ли, что вы чувствуете себя неуверенно среди малознакомых людей?
а) да;                                  б) нет.

28. Верно ли, что вы редко стремитесь к доказательству своей правоты?
а) да;                                  б) нет.

29. Полагаете ли вы, что вам не доставляет особого труда внести оживление в малознакомую вам компанию?
а) да;                                  б) нет.

30. Принимаете ли вы участие в общественной работе?
а) да;                                  б) нет.

31. Стремитесь ли вы ограничивать круг своих знакомых небольшим количеством людей?
а) да;                                  б) нет.

32. Верно ли, что вы не стремитесь отстаивать свое мнение или решение, если оно не было сразу принято вашими товарищами?
а) да;                                  б) нет.

33. Чувствуете ли вы себя непринужденно, попав в незнакомую вам компанию?
а) да;                                  б) нет.

34. Охотно ли вы приступаете к организации различных мероприятий для своих товарищей?
а) да;                                  б) нет.

35. Правда ли, что вы не чувствуете себя достаточно уверенным и спокойным, когда приходится говорить что-либо большой группе людей?
а) да;                                  б) нет.

36. Часто ли вы опаздываете на деловые встречи, свидания?
а) да;                                  б) нет.

37. Верно ли, что у вас много друзей?
а) да;                                  б) нет.

38. Часто ли вы оказываетесь в центре внимания своих товарищей?
а) да;                                  б) нет.

39. Часто ли вы смущаетесь, чувствуете неловкость при общении с малознакомыми людьми?
а) да;                                  б) нет.

40. Правда ли, что вы не очень уверенно чувствуете себя в окружении большой группы своих товарищей?
а) да;                                  б) нет.

Обработка и интерпретация результатов

Ключ:

Коммуникативные способности:
1а, 3б, 5а, 7б, 9а, 11б, 13а, 15б, 17а, 19б, 21а, 23б, 25а, 27б, 29а, 31б, 33а, 35б, 37а, 39б.

Организаторские способности:
2а, 4б,6а, 8б, 10а, 12б, 14а, 16б, 18а, 20б, 22а, 24б, 26а, 28б, 30а, 32б, 34а, 36б, 38а, 40б.

Подсчитывается количество совпадающих с ключом ответов отдельно для коммуникативных и для организаторских способностей. Оценочные коэффициенты (K) коммуникативных (K_ком) и организаторских (K_орг) способностей выражается отношением количества совпадающих ответов по каждому виду способностей к максимально возможному числу совпадений (20).

K = X / 20, где K – величина оценочного коэффициента, X – количество совпадающих с ключом ответов.

Результат:

Показатели, полученные по этой методике, могут варьировать от 0 до 1. Показатели, близкие к 1, свидетельствуют о высоком уровне проявления коммуникативных или организаторских способностей, близкие же к 0 – о низком уровне. Оценочный коэффициент (K) – это первичная количественная характеристика материалов испытания. Для качественной стандартизации результатов испытания используются шкалы оценок, в которых тому или иному диапазону количественных показателей k соответствует определенная оценка.

Шкала оценок коммуникативных способностей:

 K_ком
оценка
уровень проявления коммуникативных способностей
0,10–0,45 1 низкий
0,46–0,55 2 ниже среднего
0,56–0,65 3 средний
0,66–0,75 4 высокий
0,76–1,00 5 очень высокий

 

Шкала оценок организаторских способностей:

 K_орг
оценка
уровень проявления организационных
способностей
0,20-0,55 1 низкий
0,56-0,65 2 ниже среднего
0,66-0,70 3 средний
0,71-0,80 4 высокий
0,81-1,00 5 очень высокий

Анализ результата:

Если Вы получили оценку «1», то Вы характеризуетесь крайне низким уровнем проявления способностей к коммуникативной и организаторской деятельности.

У тех, кто получил оценку «2», развитие коммуникативных и организаторских способностей находится на уровне ниже среднего. Вы не стремитесь к общению, чувствуете себя скованно в новой компании, коллективе, предпочитаете проводить время наедине с собой, ограничиваете свои знакомства, испытываете трудности в установлении контактов с людьми и в выступлении перед аудиторией, плохо ориентируетесь в незнакомой ситуации, не отстаиваете свое мнение, тяжело переживаете обиды. Проявление инициативы в общественной деятельности крайне занижено, во многих делах Вы предпочитаете избегать принятия самостоятельных решений.

Если Вы получили оценку «3», то для Вас характерен средний уровень проявления коммуникативных и организаторских способностей. Обладая в целом средними показателями, Вы стремитесь к контактам с людьми, не ограничивая круг своих знакомств, отстаиваете свое мнение, планируете работу. Однако «потенциал» этих склонностей не отличается высокой устойчивостью. Вы нуждаетесь в дальнейшей серьезной и планомерной работе по формированию и развитию коммуникативных и организаторских способностей.

Если Вы получили оценку «4», то Вы отнесены к группе с высоким уровнем проявления коммуникативных и организаторских способностей. Вы не теряетесь в новой обстановке, быстро находите друзей, постоянно стремитесь расширить круг знакомых, занимаетесь общественной деятельностью, помогаете близким, друзьям, проявляете инициативу в общении, с удовольствием участвуете в организации общественных мероприятий, способны принять самостоятельное решение в трудной ситуации.

И, наконец, получившие оценку «5» – с наиболее высоким уровнем проявления коммуникативных и организаторских способностей. Для Вас характерны быстрая ориентация в трудных ситуациях, непринужденность поведения в новом коллективе. Вы инициативны, предпочитаете в важном деле или сложной ситуации принимать самостоятельные решения, отстаивать свое мнение и добиваетесь, чтобы оно было принято. Вы легко чувствуете себя в незнакомой компании, любите и умеете организовывать различные игры, коллективные дела, сами умеете находить такую работу.

При интерпретации полученных данных следует помнить, что они лишь констатируют наличный уровень развития коммуникативных и организаторских способностей в данный период развития личности. И если результаты тестирования окажутся невысоки, это вовсе не значит, что этих способностей потенциально у Вас нет. Просто не были созданы условия для их проявления и развития или у Вас самого не было настоятельной потребности обрести соответствующие умения.

[1] Источник: Щекин В.Г. Практическая психология менеджмента. – Киев: Украина, 1994. – С.32–37.


Вернуться:

Лента активности курса

Извините, но на данный момент нам нечего вам показать. Попробуйте использовать другой фильтр или зайти попозже.