Задания для самостоятельной работы
- Решите задачи (источник: Сапогова Е.Е.Задачи по общей психологии. М., 2001):
Задача 1. Выберите правильный ответ из предложенных вариантов.
- Ощущение как психофизиологический процесс начинается с…а) физического процесса; б) физиологического процесса; в) психического процесса; г) все ответы верны; д) все ответы неверны.
- К экстерорецептивным ощущениям относят…а) зрительные ощущения; б) ощущения вибрации; в) органические ощущения; г) ощущения боли; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.
- Основные свойства ощущений — это…а) константность; б) интенсивность; в) предметность; г) обобщенность; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.
- Минимальная величина раздражителя, вызывающая ощущение, называется…а) верхним абсолютным порогом чувствительности; б) разностным порогом; в) нижним порогом; г) интенсивностью ощущения; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.
- К изменению чувствительности приводит…а) адаптация; б) синестезия; в) сенсибилизация; г) избирательность; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.
- Новый вид чувствительности, обусловленный переносом качеств одной модальности на другую, — это…а) аккомодация; б) конвергенция; в) синестезия; г) сенсибилизация; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.
- В структуру каждого ощущения входит…а) обобщение; б) движение; в) анализ; г) все ответы верны; д) все ответы неверны.
- Каждый анализатор имеет…а) расположенный на периферии воспринимающий проводниковый аппарат; б) совокупность промежуточных (подкорковых) перерабатывающих центров; в) центральный (корковый) аппарат; г) все ответы верны; д) все ответы неверны.
- Каждый анализатор имеет представительство в…а) правом полушарии; б) обоих полушариях; в) левом полушарии; г) все ответы верны; д) все ответы неверны.
- В психологии описаны механизмы функционирования органов чувств: а) механизмы сличения; б) механизмы потребностей; в) механизмы новизны; г) все ответы верны; д) все ответы неверны.
Задача 2. Выберите правильный ответ из предложенных вариантов.
- Наше восприятие мира связано с…а) культурой, к которой мы принадлежим; б) практикой; в) опытом; г) все ответы верны; д) все ответы неверны.
- Гештальтпсихологи утверждают, что элементы складываются в фигуру, если они имеют одинаковое направление. В этом проявляется принцип…а) дополнения; б) сходства; в) непрерывности; г) симметрии; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.
- Чтобы представление о мире оставалось стабильным, мозг должен…а) постоянно осуществлять коррекции; б) учитывать расстояние, на котором находятся предметы; в) изменять восприятие в зависимости от угла зрения; г) учитывать освещенность; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.
- Осознанное узнавание зависит от…а) порога восприятия; б) контроля, осуществляемого ретикулярной формацией; в) деятельности высших центров; г) все ответы верны; д) все ответы неверны.
- Феномен перцептивной защиты…а) связан с понижением порога восприятия; б) вызывается необычностью некоторых стимулов; в) облегчает узнавание некоторых слов; г) обусловлен болезнью; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.
- Опыты сенсорной изоляции привели к заключению, что без сенсорных стимулов…а) умственные функции быстро деградируют; б) сенсорный опыт растет; в) мир внутренних образов все больше и больше обедняется; г) нарушение интеллекта становится необратимым; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.
- Одним из важных свойств восприятия является…а) предметность; б) абстрактность; в) конформность; г) иерархичность; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.
- В восприятии отражаются…а) отдельные свойства вещей и явлений; б) целостные образы предметов и явлений; в) обобщенные понятия о предметах и явлениях; г) отдельные стороны действительности; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.
- Самой древней формой восприятия является…а) зрительное; б) осязательное; в) слуховое; г) обонятельное; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.
- При поражении височной коры нарушается…а) восприятие цвета; б) слуховое восприятие; в) восприятие времени; г) обонятельное восприятие; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.
2. Проведите эмпирическое исследование.Обратите внимание на оформление результатов исследования (http://lms.vspu.ru/lessons/spravochnyie-materialyi-6/).
ВОСПРИЯТИЕ ФОРМЫ ПРИ ПАССИВНОМ И АКТИВНОМ ОСЯЗАНИИ
Вводные замечания. Термин «осязание» обычно употребляют в двух разных значениях. С одной стороны, для обозначения кожной чувствительности, и тогда рассматривают ее виды — температурную, болевую, тактильную чувствительность, строение кожных рецепторов, пороги их чувствительности и т.п. С другой стороны, под осязанием понимают гаптическую чувствительность, которая включает два компонента: тактильный и кинестический. Гаптическая чувствительность проявляется в процессе ощупывания, и ее органом является рука. В результате активного ощупывания формируется осязательный образ предмета.
Если объект покоится на руке, то имеет место лишь пассивное осязание. И только если испытуемый активно ощупывает предмет (что соответствует реальным условиям восприятия), можно говорить об активном осязании. В процессе активного ощупывания предметов двумя руками (в этом случае говорят о бимануальном осязании) можно экспериментально вычленить различные виды ощупывающих движений: макродвижений руки, а также микро- и макродвижения пальцев. Оба вида движений на разных этапах формирования осязательного образа выполняют как познавательные, так и контролирующие функции.
Настоящее задание преследует две цели: во-первых, проследить и объективно зафиксировать процесс формирования осязательного образа при пассивном и активном осязании тест-объекта одной рукой и, во-вторых, выявить особенности видов движения в процессе бимануального осязания. Для сравнения точности пассивного и активного осязания в данном задании предусмотрено проведение четырех опытов (I-IV). В каждом из них в качестве стимулов предъявляют по три фигуры, отличающиеся друг от друга степенью сложности формы. Кроме этих четырех опытов предусмотрено проведение еще одного — V — опыта, который должен дать сведения о качественных особенностях взаимодействия обеих рук в процессе формирования осязательного образа.
При выполнении задания необходимо строго следовать порядку выполнения работы в разных опытах, поскольку от этого зависит качество получаемых результатов.
Цель эксперимента. 1. Проследить процесс формирования осязательного образа при пассивном и активном осязании тест-объекта одной рукой. 2. Выявить особенности видов движения в процессе бимануального осязания.
Материалы и оборудование.
- Набор плоских геометрических фигур.
- Чистые листы бумаги.
- Повязка на глаза.
Ход эксперимента. Задание состоит из пяти опытов. На стадии пассивного осязания и активного ощупывания фигур глаза испытуемого должны быть закрыты повязкой. На период воспроизведения фигур в виде рисунков повязку с глаз снимают. Однако предварительно из поля зрения испытуемого убирают фигуру, которую он только что ощупывал. В каждом из опытов испытуемому последовательно предъявляют три фигуры разной сложности. Длительность каждого пассивного осязания, а также активного ощупывания не ограничена.
I опыт – пассивное осязание неподвижной фигуры-стимула. Экспериментатор кладет фигуру на неподвижную ладонь испытуемого. При этом экспериментатору запрещается нажимать на фигуру, а испытуемому производить перемещение ее на ладони и ощупывать с помощью другой руки. По сигналу испытуемого экспериментатор снимает с испытуемого наглазную повязку, после чего испытуемый приступает к зарисовке воспринятой фигуры.
II опыт – пассивное осязание при движении фигуры-стимула.
Экспериментатор плавно обводит контуром фигуры по неподвижному указательному пальцу правой руки испытуемого. После одного полного обведения контуром фигуры испытуемый приступает к зарисовке ее формы.
III опыт – редуцированное (искусственное) активное осязание.
Испытуемый сам последовательно (без возвратов) обводит контур фигуры-стимула указательным пальцем правой руки. При этом ему разрешается 3–4-кратное обведение контура каждой фигуры. Экспериментатор во время опыта придерживает фигуру таким образом, чтобы в процессе ее обведения она оставалась неподвижной.
IV опыт – активное осязание. Испытуемый сам ощупывает одной рукой предъявленную фигуру. Время исследования фигуры не ограничено. После ощупывания фигуры испытуемый делает ее зарисовку.
V опыт – бимануальное осязание. Экспериментатор предъявляет испытуемому фигуру, предлагая как можно точнее определить ее форму с помощью осязания – активного ощупывания двумя руками. Испытуемого просят в процессе ощупывания производить самонаблюдение с целью подробного анализа функций движений пальцев каждой из рук, а также функций правой и левой рук. Кроме словесного отчета о характере движений, испытуемый делает зарисовки фигур.
Инструкция испытуемому. «Вам будут предъявлены плоские фигуры. Ваша задача – с закрытыми глазами путем осязания определить форму и размер каждой из них и затем, открыв глаза по знаку экспериментатора, с максимально возможной точностью воспроизвести свое представление о фигуре графически».
В протоколе фиксируются оценки точности воспроизведения фигур испытуемым (в баллах).
ПРОТОКОЛ ЗАНЯТИЯ
Испытуемый: ……………………………………………….. Дата: ………………………………….
Экспериментатор: ……………………………..………… Время опыта: …………………….
Номер фигуры | Опыты | Средний балл по фигуре | ||||
I | II | III | IV | V | ||
1 | ||||||
2 | ||||||
3 | ||||||
Средний балл по опытам |
Словесный отчет испытуемого:………………………………………………………………….
Наблюдения экспериментатора: ……………………………………………………………….
Обработка результатов
I–IV опыты:
1) прежде всего оценивают метрические свойства зарисовок, т. е. определяют длину линий, величину углов, пропорции и общее количество элементов данной фигуры;
2) затем оценивают качество зарисовок по следующей 5-балльной шкале:
5 – рисунок в точности соответствует форме тест-объекта;
4 – в рисунке искажены длины отдельных сторон (они короче или длиннее, чем в оригинале);
3 – искажены не только длины сторон, но и углы;
2 – искажены длины сторон и углы, а также пропущены один или несколько элементов фигуры-оригинала;
1 – сходство между рисунком и фигурой-оригиналом полностью отсутствует;
3) полученные балльные оценки для каждой фигуры в опытах записывают в протокол и рассчитывают средний балл для каждого опыта.
V опыт: обработка его результатов заключается в составлении экспериментатором письменного заключения об особенностях бимануального осязания. При этом предлагается обратить внимание на следующие особенности функции рук и пальцев:
- разную активность правой и левой рук;
- разную функциональную роль пальцев (роль большого пальца как точки от счета, роли указательного, среднего, безымянного и мизинца правой руки);
- симультанную работу пальцев;
- неравномерность движений по контуру (замедления, остановки, возвраты);
- преимущественные функции отдельных типов движений, а именно познавательных и контролирующих.
Выводы. На основании сравнительного анализа количественных показателей всех пяти серий, а также наблюдений экспериментатора и словесного отчета испытуемого необходимо показать:
а) каковы особенности восприятия формы при пассивном осязании;
б) в чем состоит специфика восприятия формы при активном осязании;
в) каковы роль и функции движения пальцев в процессе построения, измерения, контроля и коррекции осязательного образа.
(Источник: Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии / под общ. ред. А.А.Крылова, С.А.Маничева. – СПб: Питер, 2000).
Предыдущее занятиеСледующее занятие