Направление 44.03.02 «Специальное (дефектологическое) образование»,
профиль бакалавриата «Дошкольная дефектология»
- Общие положения
Промежуточная аттестация проводится в форме комплексного экзамена по модулю с учетом рейтинговых баллов, набранных студентом по дисциплинам модуля: «Организация коррекционно-развивающей среды в дошкольных образовательных организациях», «Социально-педагогическое сопровождение семьи, имеющей ребенка с ограниченными возможностями здоровья», «Основы прикладного анализа поведения в сопровождении детей дошкольного возраста», «Супервизия в ранней помощи».
Оценка за комплексный экзамен выставляется на основе рейтинга. Максимальная сумма (100 баллов), набираемая студентом по модулю, включает две составляющие:
- оценка преподавателями результатов текущей учебной деятельности студента по изучению дисциплин модуля (не более 60 баллов за каждую дисциплину). Рейтинг студента в целом за модуль определяется как среднее арифметическое баллов по отдельным учебным дисциплинам модуля, изучаемым в соответствии с учебным планом.
- оценка знаний студента на экзамене (до 40 баллов).
- Формируемые компетенции
Оцениванию на экзамене подлежит уровень сформированности компетенций:
УК-2. Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений;
УК-3. Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде;
УК-5. Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах;
ПК-1. Способен к проектированию и реализации образовательного и коррекционно-развивающего процесса с учётом особенностей развития детей с ограниченными возможностями здоровья.
в части:
студент знает:
- технологию целеполагания, способы принятия управленческого решения профессиональных задач, правовые нормы, ресурсы и ограничения;
- содержание социальных отношений, технологии принятия совместных решений в команде, условия сотрудничества при их реализации;
- социокультурные традиции социальных групп, этносов и конфессий в контексте становления и развития общества, с учетом исторических, этических и философских учений;
- закономерности проектирования и реализации образовательного и коррекционно-развивающего процесса с учётом особенностей развития детей с ограниченными возможностями здоровья;
студент умеет:
- самостоятельно определять совокупность задач в рамках достижения целей, разрабатывать план и основные направления работ, проектировать решение поставленных задач, исходя из действующих правовых норм и имеющихся ресурсов и ограничений;
- организовывать сотрудничество на основе взаимопомощи, общих целей и интересов команды, оценивать идеи членов команды, организовывать обмен информацией, знаниями и опытом с членами команды;
- обосновать и дать содержательное толкование сложившимся исторически социокультурным традициям различных социальных групп в РФ, организовывать профессиональное взаимодействие между образовательными субъектами с учетом межкультурных различий;
- проектировать и реализовывать образовательный и коррекционно-развивающий процесс с учётом особенностей развития детей с ограниченными возможностями здоровья, создавать специальную образовательную среду, психологически безопасную и комфортную для развития детей с ограниченными возможностями здоровья;
студент владеет:
- способностью к целеполаганию, к разработке целевых этапов и направлений по достижению намеченных результатов, к использованию собственных ресурсов в рамках правовых норм;
- способностью организовывать социальное взаимодействие и занимать активную позицию в организации командной работы для достижения общего результата по заданному алгоритму действий (плану);
- способностью выполнять профессиональные функции на основе толерантного восприятия различных социальных групп, этносов и конфессий;
- способами проектирования и реализации образовательного и коррекционно-развивающего процесса с учётом особенностей развития детей с ограниченными возможностями здоровья; создания специальной образовательной среды, психологически безопасной и комфортной для развития детей с ограниченными возможностями здоровья.
- Содержание комплексного экзамена
Комплексный экзамен включает:
тестирование – до 10 баллов;
практическое задание – до 30 баллов.
4. Организация и проведение экзамена
Комплексный экзамен проводится в соответствии с расписанием экзаменационной сессии студентов. Не позднее, чем за 3 дня до комплексного экзамена, студент размещает файл со сценарием консультации для родителей в папке на образовательном портале vspu.ru (наименование файла: «ФамилияИО_КЭ»). Преподаватель проверяет, оценивает и выставляет баллы за представленный материал.
На экзамене студенты проходят тестирование и выполняют практическое задание, представленное в экзаменационном билете, задание выполняется на ПК и размещается в соответствующей папке на образовательном портале vspu.ru (наименование файла: «ФамилияИО_КЭ»). Преподаватель оценивает и выставляет баллы за представленный материал.
Экзамен проводится устно. Студент проходит процедуру защиты индивидуальной программы сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья младшего дошкольного возраста и сценария консультации для родителей ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Процедура защиты состоит из доклада и ответов на дополнительные вопросы по процессу и продукту проектирования индивидуально каждым студентом. Регламент – до 5 минут. Преподаватель оценивает и выставляет итоговые баллы за комплексный экзамен.
Критерии оценки комплексного экзамена по модулю «Технологии и методика коррекционно-компенсаторного сопровождения»:
«отлично» (91-100 баллов) – экзаменационное задание выполнено полностью, позволяет сделать вывод о сформированности компетенций на высоком уровне – студент имеет целостное представление о межкультурном разнообразии общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах, о технологии целеполагания, способах определения круга задач в рамках поставленной цели и оптимальных способах их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений, способах социального взаимодействия в команде, проектирования и реализации образовательного и коррекционно-развивающего процесса с учётом особенностей развития детей с ограниченными возможностями здоровья; в условиях имеющихся ресурсов анамнестических и социально-психологических данных ребенка умеет самостоятельно определять совокупность задач для достижения цели, разрабатывать план сопровождения дошкольника с ограниченными возможностями здоровья на основе сотрудничества команды специалистов, проявления своей активной позиции в командной работе; способен осуществлять социально-педагогическое сопровождение и консультирование родителей ребенка с ограниченными возможностями здоровья на основе толерантного восприятия различных семейных и социокультурных традиций социальных групп РФ, этносов и конфессий в контексте исторических, этических и философских учений о становлении и развитии общества; способен применять в своей работе оптимальный выбор способов проектирования и реализации образовательного и коррекционно-развивающего процесса, методов, форм и содержания коррекционно-компенсаторного сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья с учетом его психофизических особенностей;
«хорошо» (76-90 баллов) – экзаменационное задание выполнено полностью, но допущены неточности, что позволяет сделать вывод о достаточном уровне сформированности компетенций – студент имеет целостное представление о межкультурном разнообразии общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах, о технологии целеполагания, способах определения круга задач в рамках поставленной цели и оптимальных способах их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений, способах социального взаимодействия в команде, проектирования и реализации образовательного и коррекционно-развивающего процесса с учётом особенностей развития детей с ограниченными возможностями здоровья; в условиях имеющихся ресурсов анамнестических и социально-психологических данных ребенка умеет самостоятельно определять совокупность отдельных задач для достижения цели, умеет применять отдельные приемы разработки плана сопровождения дошкольника с ограниченными возможностями здоровья на основе сотрудничества команды специалистов, проявления в отдельных случаях своей активной позиции в командной работе; способен осуществлять отдельные способы социально-педагогического сопровождения и консультирования родителей ребенка с ограниченными возможностями здоровья на основе толерантного восприятия различных семейных и социокультурных традиций социальных групп РФ, этносов и конфессий в контексте исторических, этических и философских учений о становлении и развитии общества; способен применять в своей работе оптимальный выбор отдельных способов проектирования и реализации образовательного и коррекционно-развивающего процесса, методов, форм и содержания коррекционно-компенсаторного сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья с учетом его психофизических особенностей;
«удовлетворительно» (61-75 баллов) – экзаменационное задание выполнено частично, допущены неточности, ошибки, что позволяет сделать вывод о пороговом уровне сформированности компетенций – демонстрирует понимание единичных требований к процессу представления о межкультурном разнообразии общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах, о технологии целеполагания, способах определения круга задач в рамках поставленной цели и оптимальных способах их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений, способах социального взаимодействия в команде, проектирования и реализации образовательного и коррекционно-развивающего процесса с учётом особенностей развития детей с ограниченными возможностями здоровья; в условиях имеющихся ресурсов анамнестических и социально-психологических данных ребенка умеет самостоятельно определять совокупность единичных задач для достижения цели, умеет применять единичный прием разработки плана сопровождения дошкольника с ограниченными возможностями здоровья на основе сотрудничества команды специалистов, проявления единичного случая своей активной позиции в командной работе; способен осуществлять единичный способ социально-педагогического сопровождения и консультирования родителей ребенка с ограниченными возможностями здоровья на основе толерантного восприятия различных семейных и социокультурных традиций социальных групп РФ, этносов и конфессий в контексте исторических, этических и философских учений о становлении и развитии общества; способен применять в своей работе выбор единичного способа проектирования и реализации образовательного и коррекционно-развивающего процесса, методов, форм и содержания коррекционно-компенсаторного сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья с учетом его психофизических особенностей;
«неудовлетворительно» (0-60 баллов) – экзаменационное задание не выполнено, оценить уровень сформированности компетенций на пороговом уровне не представляется возможным.
Обратите внимание!
Программа комплексного экзамена в Ворде прикреплена ниже.
Перечень ДОУ прикреплен ниже.