Комплексный экзамен по модулю
«Методическое обеспечение дошкольного образования детей с ограниченными возможностями здоровья»
(4 курс очной формы обучения, 2024/2025 учебный год)
Направление 44.03.02 «Специальное (дефектологическое) образование»,
профиль бакалавриата «Дошкольная дефектология»
- Общие положения
Промежуточная аттестация проводится в форме комплексного экзамена по модулю с учетом суммы рейтинговых баллов, набранных студентом по дисциплинам модуля «Методика физического воспитания и коррекционная ритмика», «Методика формирования элементарных математических представлений», «Методика обучения конструированию и изобразительной деятельности», «Методика эстетического и социально-нравственного воспитания», «Методика трудового воспитания», «Методика сенсорного и умственного воспитания», «Методика ознакомления детей с окружающим миром», «Методика ознакомления детей с окружающим миром», «Методика ознакомления детей с окружающим миром», «Методика развития оптико-пространственных представлений детей с нарушением зрения» (дисциплина по выбору), «Обучение языку дошкольников с нарушением слуха» (дисциплина по выбору).
Оценка за комплексный экзамен выставляется на основе суммы рейтинговых баллов. Максимальная сумма (100 баллов), набираемая студентом по модулю, включает две составляющие:
- оценка преподавателями результатов текущей учебной деятельности студента по изучению дисциплин модуля (не более 60 баллов за каждую дисциплину). Сумма рейтинговых баллов студента в целом за модуль определяется как среднее арифметическое баллов по отдельным учебным дисциплинам модуля, изучаемым в соответствии с учебным планом.
- оценка знаний студента на экзамене (до 40 баллов).
- Формируемые компетенции
Оцениванию на экзамене подлежит уровень сформированности компетенций:
ОПК-2. Способен участвовать в разработке основных и дополнительных образовательных программ, разрабатывать отдельные их компоненты (в том числе с использованием ИКТ);
ОПК-4. Способен осуществлять духовно-нравственное воспитание обучающихся на основе базовых национальных ценностей;
ОПК-6. Способен использовать психолого-педагогические технологии в профессиональной деятельности, необходимые для индивидуализации обучения, развития, воспитания, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями.
в части:
студент знает:
- методику разработки и преподавания основных и дополнительных образовательных программ, адаптированных для детей с ограниченными возможностями здоровья, приемы разработки отдельных их компонентов с использованием ИКТ;
- методы педагогического проектирования и реализации образовательной среды для достижения целей базовых национальных ценностей и отбора содержания духовно-нравственного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья;
- знает методические основы технологий индивидуализации обучения, развития, воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.
студент умеет:
- разрабатывать и применять отдельные компоненты основных и дополнительных образовательных программ, адаптированных для детей с ограниченными возможностями здоровья, в реальной и виртуальной образовательной среде;
- самостоятельно использовать потенциал базовых национальных ценностей в условиях образовательной и социокультурной среды для решения задач духовно-нравственного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья;
- применять психолого-педагогические технологии индивидуализации обучения, развития, воспитания для детей с ограниченными возможностями здоровья.
студент владеет:
- готовностью реализовывать основные и дополнительные образовательные программы, адаптированные для детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе на основе применения ИКТ;
- готовностью к применению различных методов воспитания базовых национальных ценностей у детей с ограниченными возможностями здоровья;
- готовностью выстраивать траекторию обучения, развития, воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья с использованием психолого-педагогических технологий на основе принципа индивидуализации.
- Содержание комплексного экзамена
Комплексный экзамен по модулю включает:
- демонстрационное практическое задание – до 40 баллов.
- Организация и проведение экзамена
Комплексный экзамен проводится в соответствии с расписанием экзаменационной сессии студентов. На экзамене студент сдает преподавателю текст демонстрационного практического задания в папке-скоросшивателе.
Студент проходит процедуру демонстрации фрагмента конспекта занятия для дошкольников с ограниченными возможностями здоровья, регламент – до 15 минут.
При демонстрации задания студент может использовать ИКТ-средства, дидактические пособия, аудио- видеооборудование, ассистивные приборы, помощь волонтеров для создания среды, максимально приближенной к условиям профессиональной деятельности. В качестве волонтеров для демонстрации фрагмента конспекта занятия для дошкольников с ограниченными возможностями здоровья на добровольной основе могут быть привлечены студенты академической группы СКП-ДДБ-41.
Критерии оценки комплексного экзамена по модулю «Методическое обеспечение дошкольного образования детей с ограниченными возможностями здоровья»:
«отлично» (91-100 баллов) – экзаменационное задание выполнено полностью, что позволяет сделать вывод о сформированности компетенций на высоком уровне; студент имеет целостное представление о методике разработки и преподавания основных и дополнительных образовательных программ, адаптированных для детей с ограниченными возможностями здоровья, приемах разработки отдельных их компонентов с использованием ИКТ, методах педагогического проектирования и реализации образовательной среды для достижения целей базовых национальных ценностей и отбора содержания духовно-нравственного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья; знает методические основы технологий индивидуализации обучения, развития, воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья; студент умеет разрабатывать и применять отдельные компоненты основных и дополнительных образовательных программ, адаптированных для детей с ограниченными возможностями здоровья, в реальной и виртуальной образовательной среде, самостоятельно использовать потенциал базовых национальных ценностей в условиях образовательной и социокультурной среды для решения задач духовно-нравственного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, применять психолого-педагогические технологии индивидуализации обучения, развития, воспитания для детей с ограниченными возможностями здоровья; студент способен выстраивать выстраивать траекторию обучения, развития, воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья с использованием психолого-педагогических технологий на основе принципа индивидуализации, осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с методическими основами общего, специального и инклюзивного образования, базовыми национальными ценностями;
«хорошо» (76-90 баллов) – экзаменационное задание выполнено полностью, допущены неточности, позволяет сделать вывод о достаточном уровне сформированности компетенций; студент знает о методике разработки и преподавания основных и дополнительных образовательных программ, адаптированных для детей с ограниченными возможностями здоровья, приемах разработки отдельных их компонентов с использованием ИКТ, методах педагогического проектирования и реализации образовательной среды для достижения целей базовых национальных ценностей и отбора содержания духовно-нравственного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья; знает методические основы технологий индивидуализации обучения, развития, воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья; студент умеет разрабатывать и применять отдельные компоненты основных и дополнительных образовательных программ, адаптированных для детей с ограниченными возможностями здоровья, в реальной и виртуальной образовательной среде, самостоятельно использовать потенциал базовых национальных ценностей в условиях образовательной и социокультурной среды для решения задач духовно-нравственного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, применять психолого-педагогические технологии индивидуализации обучения, развития, воспитания для детей с ограниченными возможностями здоровья; студент способен выстраивать выстраивать траекторию обучения, развития, воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья с использованием психолого-педагогических технологий на основе принципа индивидуализации, осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с методическими основами общего, специального и инклюзивного образования, базовыми национальными ценностями, но допускает неточности, незначительные ошибки;
«удовлетворительно» (61-75 баллов) – экзаменационное задание выполнено не полностью, что позволяет сделать вывод о пороговом уровне сформированности компетенций; Студент знает отдельные методы разработки и преподавания основных и дополнительных образовательных программ, адаптированных для детей с ограниченными возможностями здоровья, приемах разработки отдельных их компонентов с использованием ИКТ, методы педагогического проектирования и реализации образовательной среды для достижения целей базовых национальных ценностей и отбора содержания духовно-нравственного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья; знает отдельные технологии индивидуализации обучения, развития, воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья; студент умеет разрабатывать и применять отдельные компоненты основных и дополнительных образовательных программ, адаптированных для детей с ограниченными возможностями здоровья, в реальной и виртуальной образовательной среде, самостоятельно использовать потенциал базовых национальных ценностей в условиях образовательной и социокультурной среды для решения задач духовно-нравственного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, применять психолого-педагогические технологии индивидуализации обучения, развития, воспитания для детей с ограниченными возможностями здоровья; студент способен выстраивать выстраивать траекторию обучения, развития, воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья с использованием психолого-педагогических технологий на основе принципа индивидуализации, осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с методическими основами общего, специального и инклюзивного образования, базовыми национальными ценностями, но допускает неточности, значительные ошибки.
«неудовлетворительно» (0-60 баллов) – экзаменационное задание не выполнено, оценить уровень сформированности компетенций на пороговом уровне не представляется возможным.
Приложение 1.
- МИНПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Волгоградский государственный социально-педагогический университет»
Факультет социальной и коррекционной педагогики
Кафедра специальной педагогики и психологии
КОМПЛЕКСНЫЙ ЭКЗАМЕН ПО МОДУЛЮ
«Методическое обеспечение дошкольного образования детей с ограниченными возможностями здоровья»
Направление «Специальное (дефектологическое) образование»,
Профиль бакалавриата «Дошкольная дефектология»
заочная форма обучения
Выполнен:
ФИО студента _________________________
(полностью)
гр. СКП-ДДБ-41
Волгоград
2024/25 учебный год
Приложение 2
Перечень демонстрационных практических заданий:
- Разработайте и продемонстрируйте фрагмент занятия педегога-дефектолога для детей дошкольного возраста с ОВЗ (нозология по выбору) по формированию норм и ценностей, принятых в российском обществе, включая моральные и нравственные ценности, в рамках образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» в соответствии с ФГОС ДО. Хижняк
- Разработайте и продемонстрируйте фрагмент занятия педегога-дефектолога для детей дошкольного возраста с ОВЗ (нозология по выбору) по развитию общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, в рамках образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» в соответствии с ФГОС ДО. Бобрикова
- Разработайте и продемонстрируйте фрагмент занятия педегога-дефектолога для детей дошкольного возраста с ОВЗ (нозология по выбору) по становлению самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий, в рамках образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» в соответствии с ФГОС ДО. Кутаева
- Разработайте и продемонстрируйте фрагмент занятия педегога-дефектолога для детей дошкольного возраста с ОВЗ (нозология по выбору) по развитию социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формированию готовности к совместной деятельности со сверстниками, формированию уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации, в рамках образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» в соответствии с ФГОС ДО. Авджан
- Разработайте и продемонстрируйте фрагмент занятия педегога-дефектолога для детей дошкольного возраста с ОВЗ (нозология по выбору) по формированию позитивных установок к различным видам труда и творчества, в рамках образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» в соответствии с ФГОС ДО. Белова
- Разработайте и продемонстрируйте фрагмент занятия педегога-дефектолога для детей дошкольного возраста с ОВЗ (нозология по выбору) по формированию основ безопасного поведения в быту, социуме, природе, в рамках образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» в соответствии с ФГОС ДО. Пономарева
- Разработайте и продемонстрируйте фрагмент занятия педегога-дефектолога для детей дошкольного возраста с ОВЗ (нозология по выбору) по развитию интересов детей, любознательности и познавательной мотивации, в рамках образовательной области «Познавательное развитие» в соответствии с ФГОС ДО.
- Разработайте и продемонстрируйте фрагмент занятия педегога-дефектолога для детей дошкольного возраста с ОВЗ (нозология по выбору) по формированию познавательных действий, становление сознания, в рамках образовательной области «Познавательное развитие» в соответствии с ФГОС ДО. Балахнина
- Разработайте и продемонстрируйте фрагмент занятия педегога-дефектолога для детей дошкольного возраста с ОВЗ (нозология по выбору) по развитию воображения и творческой активности, в рамках образовательной области «Познавательное развитие» в соответствии с ФГОС ДО. Кумейко
- Разработайте и продемонстрируйте фрагмент занятия педегога-дефектолога для детей дошкольного возраста с ОВЗ (нозология по выбору) по формированию первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), в рамках образовательной области «Познавательное развитие» в соответствии с ФГОС ДО. Куц
- Разработайте и продемонстрируйте фрагмент занятия педегога-дефектолога для детей дошкольного возраста с ОВЗ (нозология по выбору) по формированию первичных представлений о малой родине и Отечестве, в рамках образовательной области «Познавательное развитие» в соответствии с ФГОС ДО.
- Разработайте и продемонстрируйте фрагмент занятия педегога-дефектолога для детей дошкольного возраста с ОВЗ (нозология по выбору) по формированию первичных представлений о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, в рамках образовательной области «Познавательное развитие» в соответствии с ФГОС ДО. Хачатурьян
- Разработайте и продемонстрируйте фрагмент занятия педегога-дефектолога для детей дошкольного возраста с ОВЗ (нозология по выбору) по формированию первичных представлений о многообразии стран и народов мира, в рамках образовательной области «Познавательное развитие» в соответствии с ФГОС ДО. Карева
- Разработайте и продемонстрируйте фрагмент занятия педегога-дефектолога для детей дошкольного возраста с ОВЗ (нозология по выбору) по формированию навыков владения речью как средством общения и культуры, в рамках образовательной области «Речевое развитие» в соответствии с ФГОС ДО. Михина
- Разработайте и продемонстрируйте фрагмент занятия педегога-дефектолога для детей дошкольного возраста с ОВЗ (нозология по выбору) по обогащению активного словаря, в рамках образовательной области «Речевое развитие» в соответствии с ФГОС ДО. Трещева
- Разработайте и продемонстрируйте фрагмент занятия педегога-дефектолога для детей дошкольного возраста с ОВЗ (нозология по выбору) по развитию связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, в рамках образовательной области «Речевое развитие» в соответствии с ФГОС ДО.
- Разработайте и продемонстрируйте фрагмент занятия педегога-дефектолога для детей дошкольного возраста с ОВЗ (нозология по выбору) по развитию речевого творчества, в рамках образовательной области «Речевое развитие» в соответствии с ФГОС ДО. Тишурова
- Разработайте и продемонстрируйте фрагмент занятия педегога-дефектолога для детей дошкольного возраста с ОВЗ (нозология по выбору) по развитию звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха, в рамках образовательной области «Речевое развитие» в соответствии с ФГОС ДО. Морина
- Разработайте и продемонстрируйте фрагмент занятия педегога-дефектолога для детей дошкольного возраста с ОВЗ (нозология по выбору) по ознакомлению с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы, в рамках образовательной области «Речевое развитие» в соответствии с ФГОС ДО.
- Разработайте и продемонстрируйте фрагмент занятия педегога-дефектолога для детей дошкольного возраста с ОВЗ (нозология по выбору) по формированию звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте, в рамках образовательной области «Речевое развитие» в соответствии с ФГОС ДО.
- Разработайте и продемонстрируйте фрагмент занятия педегога-дефектолога для детей дошкольного возраста с ОВЗ (нозология по выбору) по развитию предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы, в рамках образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» в соответствии с ФГОС ДО. Еремина
- Разработайте и продемонстрируйте фрагмент занятия педегога-дефектолога для детей дошкольного возраста с ОВЗ (нозология по выбору) по становлению эстетического отношения к окружающему миру, в рамках образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» в соответствии с ФГОС ДО. Давыдова
- Разработайте и продемонстрируйте фрагмент занятия педегога-дефектолога для детей дошкольного возраста с ОВЗ (нозология по выбору) по формированию элементарных представлений о видах искусства, в рамках образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» в соответствии с ФГОС ДО. Рекунова
- Разработайте и продемонстрируйте фрагмент занятия педегога-дефектолога для детей дошкольного возраста с ОВЗ (нозология по выбору) по восприятию музыки, художественной литературы, фольклора, в рамках образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» в соответствии с ФГОС ДО.
- Разработайте и продемонстрируйте фрагмент занятия педегога-дефектолога для детей дошкольного возраста с ОВЗ (нозология по выбору) по стимулированию сопереживания персонажам художественных произведений, в рамках образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» в соответствии с ФГОС ДО. Шабалина
- Разработайте и продемонстрируйте фрагмент занятия педегога-дефектолога для детей дошкольного возраста с ОВЗ (нозология по выбору) по реализации самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.), в рамках образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» в соответствии с ФГОС ДО. Кашкарова
- Разработайте и продемонстрируйте фрагмент занятия педегога-дефектолога для детей дошкольного возраста с ОВЗ (нозология по выбору) по приобретению опыта в двигательных видах деятельности детей, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость, в рамках образовательной области «Физическое развитие» в соответствии с ФГОС ДО.Кулаченкова
- Разработайте и продемонстрируйте фрагмент занятия педегога-дефектолога для детей дошкольного возраста с ОВЗ (нозология по выбору) по формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты с обе стороны), в рамках образовательной области «Физическое развитие» в соответствии с ФГОС ДО. Подрезова
- Разработайте и продемонстрируйте фрагмент занятия педегога-дефектолога для детей дошкольного возраста с ОВЗ (нозология по выбору) по формированию начальных представлений о некоторых видах спорта, овладению подвижными играми с правилами, в рамках образовательной области «Физическое развитие» в соответствии с ФГОС ДО. Тарасова
- Разработайте и продемонстрируйте фрагмент занятия педегога-дефектолога для детей дошкольного возраста с ОВЗ (нозология по выбору) по становлению целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере, в рамках образовательной области «Физическое развитие» в соответствии с ФГОС ДО.
- Разработайте и продемонстрируйте фрагмент занятия педегога-дефектолога для детей дошкольного возраста с ОВЗ (нозология по выбору) по становлению ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.), в рамках образовательной области «Физическое развитие» в соответствии с ФГОС ДО. Кутузова