Комплексный экзамен по модулю «Методическое обеспечение дошкольного образования детей с ограниченными возможностями здоровья» (СКП-ДДБ-41) 2024/25

Комплексный экзамен по модулю

«Методическое обеспечение дошкольного образования детей с ограниченными возможностями здоровья»

(4 курс очной формы обучения, 2024/2025 учебный год)

Направление 44.03.02 «Специальное (дефектологическое)  образование»,

профиль бакалавриата «Дошкольная дефектология»

  1. Общие положения

Промежуточная аттестация проводится в форме комплексного экзамена по модулю с учетом суммы рейтинговых баллов, набранных студентом по дисциплинам модуля «Методика физического воспитания и коррекционная ритмика», «Методика формирования элементарных математических представлений», «Методика обучения конструированию и изобразительной деятельности», «Методика эстетического и социально-нравственного воспитания», «Методика трудового воспитания», «Методика сенсорного и умственного воспитания», «Методика ознакомления детей с окружающим миром», «Методика ознакомления детей с окружающим миром», «Методика ознакомления детей с окружающим миром», «Методика развития оптико-пространственных представлений детей с нарушением зрения» (дисциплина по выбору), «Обучение языку дошкольников с нарушением слуха» (дисциплина по выбору).

Оценка за комплексный экзамен выставляется на основе суммы рейтинговых баллов. Максимальная сумма (100 баллов), набираемая студентом по модулю, включает две составляющие:

  • оценка преподавателями результатов текущей учебной деятельности студента по изучению дисциплин модуля (не более 60 баллов за каждую дисциплину). Сумма рейтинговых баллов студента в целом за модуль определяется как среднее арифметическое баллов по отдельным учебным дисциплинам модуля, изучаемым в соответствии с учебным планом.
  • оценка знаний студента на экзамене (до 40 баллов).
  1. Формируемые компетенции

Оцениванию на экзамене подлежит уровень сформированности компетенций:

ОПК-2. Способен участвовать в разработке основных и дополнительных образовательных программ, разрабатывать отдельные их компоненты (в том числе с использованием ИКТ);

ОПК-4. Способен осуществлять духовно-нравственное воспитание обучающихся на основе базовых национальных ценностей;

ОПК-6. Способен использовать психолого-педагогические технологии в профессиональной деятельности, необходимые для индивидуализации обучения, развития, воспитания, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями.

в части:

студент знает:

  • методику разработки и преподавания основных и дополнительных образовательных программ, адаптированных для детей с ограниченными возможностями здоровья, приемы разработки отдельных их компонентов с использованием ИКТ;
  • методы педагогического проектирования и реализации образовательной среды для достижения целей базовых национальных ценностей и отбора содержания духовно-нравственного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья;
  • знает методические основы технологий индивидуализации обучения, развития, воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.

студент умеет:

  • разрабатывать и применять отдельные компоненты основных и дополнительных образовательных программ, адаптированных для детей с ограниченными возможностями здоровья, в реальной и виртуальной образовательной среде;
  • самостоятельно использовать потенциал базовых национальных ценностей в условиях образовательной и социокультурной среды для решения задач духовно-нравственного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья;
  • применять психолого-педагогические технологии индивидуализации обучения, развития, воспитания для детей с ограниченными возможностями здоровья.

студент владеет:

  • готовностью реализовывать основные и дополнительные образовательные программы, адаптированные для детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе на основе применения ИКТ;
  • готовностью к применению различных методов воспитания базовых национальных ценностей у детей с ограниченными возможностями здоровья;
  • готовностью выстраивать траекторию обучения, развития, воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья с использованием психолого-педагогических технологий на основе принципа индивидуализации.

 

  1. Содержание комплексного экзамена

Комплексный экзамен по модулю включает:

  • демонстрационное практическое задание – до 40 баллов.

 

  1. Организация и проведение экзамена

Комплексный экзамен проводится в соответствии с расписанием экзаменационной сессии студентов. На экзамене студент сдает преподавателю текст демонстрационного практического задания в папке-скоросшивателе.

Студент проходит процедуру демонстрации фрагмента конспекта занятия для дошкольников с ограниченными возможностями здоровья, регламент – до 15 минут.

При демонстрации задания студент может использовать ИКТ-средства, дидактические пособия, аудио- видеооборудование, ассистивные приборы, помощь волонтеров для создания среды, максимально приближенной к условиям профессиональной деятельности. В качестве волонтеров для демонстрации фрагмента конспекта занятия для дошкольников с ограниченными возможностями здоровья на добровольной основе могут быть привлечены студенты академической группы СКП-ДДБ-41.

 

Критерии оценки комплексного экзамена по модулю «Методическое обеспечение дошкольного образования детей с ограниченными возможностями здоровья»:

 

«отлично» (91-100 баллов) – экзаменационное задание выполнено полностью, что позволяет сделать вывод о сформированности компетенций на высоком уровне; студент имеет целостное представление о методике разработки и преподавания основных и дополнительных образовательных программ, адаптированных для детей с ограниченными возможностями здоровья, приемах разработки отдельных их компонентов с использованием ИКТ, методах педагогического проектирования и реализации образовательной среды для достижения целей базовых национальных ценностей и отбора содержания духовно-нравственного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья; знает методические основы технологий индивидуализации обучения, развития, воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья; студент умеет разрабатывать и применять отдельные компоненты основных и дополнительных образовательных программ, адаптированных для детей с ограниченными возможностями здоровья, в реальной и виртуальной образовательной среде, самостоятельно использовать потенциал базовых национальных ценностей в условиях образовательной и социокультурной среды для решения задач духовно-нравственного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, применять психолого-педагогические технологии индивидуализации обучения, развития, воспитания для детей с ограниченными возможностями здоровья; студент способен выстраивать выстраивать траекторию обучения, развития, воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья с использованием психолого-педагогических технологий на основе принципа индивидуализации, осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с методическими основами общего, специального и инклюзивного образования, базовыми национальными ценностями;

 

«хорошо» (76-90 баллов) – экзаменационное задание выполнено полностью, допущены неточности, позволяет сделать вывод о достаточном уровне сформированности компетенций; студент знает о методике разработки и преподавания основных и дополнительных образовательных программ, адаптированных для детей с ограниченными возможностями здоровья, приемах разработки отдельных их компонентов с использованием ИКТ, методах педагогического проектирования и реализации образовательной среды для достижения целей базовых национальных ценностей и отбора содержания духовно-нравственного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья; знает методические основы технологий индивидуализации обучения, развития, воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья; студент умеет разрабатывать и применять отдельные компоненты основных и дополнительных образовательных программ, адаптированных для детей с ограниченными возможностями здоровья, в реальной и виртуальной образовательной среде, самостоятельно использовать потенциал базовых национальных ценностей в условиях образовательной и социокультурной среды для решения задач духовно-нравственного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, применять психолого-педагогические технологии индивидуализации обучения, развития, воспитания для детей с ограниченными возможностями здоровья; студент способен выстраивать выстраивать траекторию обучения, развития, воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья с использованием психолого-педагогических технологий на основе принципа индивидуализации, осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с методическими основами общего, специального и инклюзивного образования, базовыми национальными ценностями, но допускает неточности, незначительные ошибки;

 

«удовлетворительно» (61-75 баллов) – экзаменационное задание выполнено не полностью, что позволяет сделать вывод о пороговом уровне сформированности компетенций; Студент знает отдельные методы разработки и преподавания основных и дополнительных образовательных программ, адаптированных для детей с ограниченными возможностями здоровья, приемах разработки отдельных их компонентов с использованием ИКТ, методы педагогического проектирования и реализации образовательной среды для достижения целей базовых национальных ценностей и отбора содержания духовно-нравственного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья; знает отдельные технологии индивидуализации обучения, развития, воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья; студент умеет разрабатывать и применять отдельные компоненты основных и дополнительных образовательных программ, адаптированных для детей с ограниченными возможностями здоровья, в реальной и виртуальной образовательной среде, самостоятельно использовать потенциал базовых национальных ценностей в условиях образовательной и социокультурной среды для решения задач духовно-нравственного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, применять психолого-педагогические технологии индивидуализации обучения, развития, воспитания для детей с ограниченными возможностями здоровья; студент способен выстраивать выстраивать траекторию обучения, развития, воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья с использованием психолого-педагогических технологий на основе принципа индивидуализации, осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с методическими основами общего, специального и инклюзивного образования, базовыми национальными ценностями, но допускает неточности, значительные ошибки.

 

«неудовлетворительно» (0-60 баллов) – экзаменационное задание не выполнено, оценить уровень сформированности компетенций на пороговом уровне не представляется возможным.

Приложение 1.

 

 

  • МИНПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Волгоградский государственный социально-педагогический университет»

Факультет социальной и коррекционной педагогики

Кафедра специальной педагогики и психологии

 

 

 

 

 

 

КОМПЛЕКСНЫЙ ЭКЗАМЕН ПО МОДУЛЮ

 

«Методическое обеспечение дошкольного образования детей с ограниченными возможностями здоровья»

 

Направление «Специальное (дефектологическое) образование»,

Профиль бакалавриата «Дошкольная дефектология»

 

заочная форма обучения

 

 

 

 

 

Выполнен:

ФИО студента _________________________

(полностью)

гр. СКП-ДДБ-41

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Волгоград
2024/25 учебный год

 

Приложение 2

 

Перечень демонстрационных практических заданий:

 

  1. Разработайте и продемонстрируйте фрагмент занятия педегога-дефектолога для детей дошкольного возраста с ОВЗ (нозология по выбору) по формированию норм и ценностей, принятых в российском обществе, включая моральные и нравственные ценности, в рамках образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» в соответствии с ФГОС ДО. Хижняк
  2. Разработайте и продемонстрируйте фрагмент занятия педегога-дефектолога для детей дошкольного возраста с ОВЗ (нозология по выбору) по развитию общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, в рамках образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» в соответствии с ФГОС ДО. Бобрикова
  3. Разработайте и продемонстрируйте фрагмент занятия педегога-дефектолога для детей дошкольного возраста с ОВЗ (нозология по выбору) по становлению самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий, в рамках образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» в соответствии с ФГОС ДО. Кутаева
  4. Разработайте и продемонстрируйте фрагмент занятия педегога-дефектолога для детей дошкольного возраста с ОВЗ (нозология по выбору) по развитию социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формированию готовности к совместной деятельности со сверстниками, формированию уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации, в рамках образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» в соответствии с ФГОС ДО. Авджан
  5. Разработайте и продемонстрируйте фрагмент занятия педегога-дефектолога для детей дошкольного возраста с ОВЗ (нозология по выбору) по формированию позитивных установок к различным видам труда и творчества, в рамках образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» в соответствии с ФГОС ДО. Белова
  6. Разработайте и продемонстрируйте фрагмент занятия педегога-дефектолога для детей дошкольного возраста с ОВЗ (нозология по выбору) по формированию основ безопасного поведения в быту, социуме, природе, в рамках образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» в соответствии с ФГОС ДО. Пономарева
  7. Разработайте и продемонстрируйте фрагмент занятия педегога-дефектолога для детей дошкольного возраста с ОВЗ (нозология по выбору) по развитию интересов детей, любознательности и познавательной мотивации, в рамках образовательной области «Познавательное развитие» в соответствии с ФГОС ДО.
  8. Разработайте и продемонстрируйте фрагмент занятия педегога-дефектолога для детей дошкольного возраста с ОВЗ (нозология по выбору) по формированию познавательных действий, становление сознания, в рамках образовательной области «Познавательное развитие» в соответствии с ФГОС ДО. Балахнина
  9. Разработайте и продемонстрируйте фрагмент занятия педегога-дефектолога для детей дошкольного возраста с ОВЗ (нозология по выбору) по развитию воображения и творческой активности, в рамках образовательной области «Познавательное развитие» в соответствии с ФГОС ДО. Кумейко
  10. Разработайте и продемонстрируйте фрагмент занятия педегога-дефектолога для детей дошкольного возраста с ОВЗ (нозология по выбору) по формированию первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), в рамках образовательной области «Познавательное развитие» в соответствии с ФГОС ДО. Куц
  11. Разработайте и продемонстрируйте фрагмент занятия педегога-дефектолога для детей дошкольного возраста с ОВЗ (нозология по выбору) по формированию первичных представлений о малой родине и Отечестве, в рамках образовательной области «Познавательное развитие» в соответствии с ФГОС ДО.
  12. Разработайте и продемонстрируйте фрагмент занятия педегога-дефектолога для детей дошкольного возраста с ОВЗ (нозология по выбору) по формированию первичных представлений о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, в рамках образовательной области «Познавательное развитие» в соответствии с ФГОС ДО. Хачатурьян
  13. Разработайте и продемонстрируйте фрагмент занятия педегога-дефектолога для детей дошкольного возраста с ОВЗ (нозология по выбору) по формированию первичных представлений о многообразии стран и народов мира, в рамках образовательной области «Познавательное развитие» в соответствии с ФГОС ДО. Карева
  14. Разработайте и продемонстрируйте фрагмент занятия педегога-дефектолога для детей дошкольного возраста с ОВЗ (нозология по выбору) по формированию навыков владения речью как средством общения и культуры, в рамках образовательной области «Речевое развитие» в соответствии с ФГОС ДО. Михина
  15. Разработайте и продемонстрируйте фрагмент занятия педегога-дефектолога для детей дошкольного возраста с ОВЗ (нозология по выбору) по обогащению активного словаря, в рамках образовательной области «Речевое развитие» в соответствии с ФГОС ДО. Трещева
  16. Разработайте и продемонстрируйте фрагмент занятия педегога-дефектолога для детей дошкольного возраста с ОВЗ (нозология по выбору) по развитию связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, в рамках образовательной области «Речевое развитие» в соответствии с ФГОС ДО.
  17. Разработайте и продемонстрируйте фрагмент занятия педегога-дефектолога для детей дошкольного возраста с ОВЗ (нозология по выбору) по развитию речевого творчества, в рамках образовательной области «Речевое развитие» в соответствии с ФГОС ДО. Тишурова
  18. Разработайте и продемонстрируйте фрагмент занятия педегога-дефектолога для детей дошкольного возраста с ОВЗ (нозология по выбору) по развитию звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха, в рамках образовательной области «Речевое развитие» в соответствии с ФГОС ДО. Морина
  19. Разработайте и продемонстрируйте фрагмент занятия педегога-дефектолога для детей дошкольного возраста с ОВЗ (нозология по выбору) по ознакомлению с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы, в рамках образовательной области «Речевое развитие» в соответствии с ФГОС ДО.
  20. Разработайте и продемонстрируйте фрагмент занятия педегога-дефектолога для детей дошкольного возраста с ОВЗ (нозология по выбору) по формированию звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте, в рамках образовательной области «Речевое развитие» в соответствии с ФГОС ДО.
  21. Разработайте и продемонстрируйте фрагмент занятия педегога-дефектолога для детей дошкольного возраста с ОВЗ (нозология по выбору) по развитию предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы, в рамках образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» в соответствии с ФГОС ДО. Еремина
  22. Разработайте и продемонстрируйте фрагмент занятия педегога-дефектолога для детей дошкольного возраста с ОВЗ (нозология по выбору) по становлению эстетического отношения к окружающему миру, в рамках образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» в соответствии с ФГОС ДО. Давыдова
  23. Разработайте и продемонстрируйте фрагмент занятия педегога-дефектолога для детей дошкольного возраста с ОВЗ (нозология по выбору) по формированию элементарных представлений о видах искусства, в рамках образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» в соответствии с ФГОС ДО. Рекунова
  24. Разработайте и продемонстрируйте фрагмент занятия педегога-дефектолога для детей дошкольного возраста с ОВЗ (нозология по выбору) по восприятию музыки, художественной литературы, фольклора, в рамках образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» в соответствии с ФГОС ДО.
  25. Разработайте и продемонстрируйте фрагмент занятия педегога-дефектолога для детей дошкольного возраста с ОВЗ (нозология по выбору) по стимулированию сопереживания персонажам художественных произведений, в рамках образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» в соответствии с ФГОС ДО. Шабалина
  26. Разработайте и продемонстрируйте фрагмент занятия педегога-дефектолога для детей дошкольного возраста с ОВЗ (нозология по выбору) по реализации самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.), в рамках образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» в соответствии с ФГОС ДО. Кашкарова
  27. Разработайте и продемонстрируйте фрагмент занятия педегога-дефектолога для детей дошкольного возраста с ОВЗ (нозология по выбору) по приобретению опыта в двигательных видах деятельности детей, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость, в рамках образовательной области «Физическое развитие» в соответствии с ФГОС ДО.Кулаченкова
  28. Разработайте и продемонстрируйте фрагмент занятия педегога-дефектолога для детей дошкольного возраста с ОВЗ (нозология по выбору) по формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты с обе стороны), в рамках образовательной области «Физическое развитие» в соответствии с ФГОС ДО. Подрезова
  29. Разработайте и продемонстрируйте фрагмент занятия педегога-дефектолога для детей дошкольного возраста с ОВЗ (нозология по выбору) по формированию начальных представлений о некоторых видах спорта, овладению подвижными играми с правилами, в рамках образовательной области «Физическое развитие» в соответствии с ФГОС ДО. Тарасова
  30. Разработайте и продемонстрируйте фрагмент занятия педегога-дефектолога для детей дошкольного возраста с ОВЗ (нозология по выбору) по становлению целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере, в рамках образовательной области «Физическое развитие» в соответствии с ФГОС ДО.
  31. Разработайте и продемонстрируйте фрагмент занятия педегога-дефектолога для детей дошкольного возраста с ОВЗ (нозология по выбору) по становлению ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.), в рамках образовательной области «Физическое развитие» в соответствии с ФГОС ДО. Кутузова