Россия – это объединение рас, объединение народов, говорящих на сто сорока языках, это свободная соборность, единство в разности, полихромия, полифония. Николай Рерих |
В современной социальной и национальной ситуации в России особенно важной представляется проблема создания единого образовательного и духовного пространства. В открытом письме президента российским избирателям прозвучала идея о патриотизме, державности и социальной солидарности как созидательной основе нации: «Утратив патриотизм, связанную с ним национальную гордость и достоинство, мы теряем себя как народ, способный на великие свершения».
В современной социально-политической ситуации перед педагогической наукой России актуализируется сложнейшая задача – создание концепции национального образования в целом и школы, в частности. Происходящие в этом плане процессы свидетельствуют об актуализации круга проблем, находящихся в области соотношения общечеловеческих и национальных ценностей в образовании России. С одной стороны, интеграция России в мировое образовательное пространство инициирует приобщение к педагогическому опыту передовых стран. С другой стороны, в Концепции модернизации российского образования, отмечается необходимость бережного относиться к отечественным традициям в области образования и воспитания.
Обращение к национальной идее в области образования, требует большой ответственности, как в историческом, так и в социальном аспекте. Оппоненты, обвиняя национальную школу в ее несовременности, считают, что российский менталитет не дает России шансов на дальнейшее прогрессивное развитие, т.к. он направлен на консервацию патриархальности и общинности. Однако, образование, в основу которого положен национальный характер, сформировавшийся под воздействием территориальных и природно-климатических особенностей, в большей степени отвечает интересам общества, т.к. процесс становления и развития национального образования носит четко выраженный антропологический характер, опирается на традиции народной педагогики, формирующейся в ходе объективного историко-педагогического процесса.
Курс по выбору «Национальное образование в России» призван сформировать у студентов представление об историческом и этно-социо-культурном характере национального образования, раскрыть истоки становления и развития теории и практики национального образования в России, показать перспективы и потенциал российского национального образования в мировом образовательном пространстве.