Цель освоения дисциплины повышение научной лингвистической эрудиции магистрантов как будущих исследователей и работников системы образования путем овладения современной терминологией виртуального языка, языка СМИ, изучения основных особенностей протекания виртуальной и массовой коммуникации через исследование виртуального и медиального дискурсов, с которыми им придется сталкиваться в практической деятельности как филологам Краткое содержание дисциплины Виртуальность и виртуальный дискурс. Концептуальная и жанровая специфика виртуального дискурса. От виртуальной языковой личности к лингвокультурным типажам виртуального дискурса. Определение виртуальности и виртуального дискурса. Конститутивные признаки виртуального дискурса. Анализ базовых лингвокультурных концептов виртуального дискурса. Текстовая специфика виртуального дискурса. Типология жанров виртуального дискурса. Функциональные характеристики виртуальной языковой личности. Виды коммуникативной компетенции в рамках виртуального дискурса. Характеристика основных лингвокультурных типажей виртуального дискурса. Массовая коммуникация/массмедиальный дискурс. Адресат медиадискурса. Общение как универсальное взаимодействие в человеческой среде. Межличностное и межгрупповое общение. Общение между личностью и группой. Понятие информации. Коммуникация как система. Функции коммуникации. Массовая коммуникация. Медиадискурс. Политическая коммуникация. Виды политической коммуникации. Формирование политического и экономического сознания социума. Аудитория массовой коммуникации. Переход от индивидуального восприятия массовой коммуникации к массовому восприятию. «Средний» читатель, зритель, слушатель. Типология аудитории. Принципы воздействия на индивида в зависимости от уровня личности. Методы изучения аудитории массовой коммуникации. Модель медиадискурса. Установка и стереотип в медиадискурсе. Понятие «модель медиадискурса». Источник, сообщение, средства массовой коммуникации, аудитория, эффект, ситуативные составляющие. Значение изучения цепи массовой коммуникации. Медиаинституты. Печать, радио, телевидение, кино, видеотехника, графические средства, компьютерные системы. Установка. Установка и проблема опережения в средствах массовой коммуникации. Корректирование установки. Смена установки. Стереотип. Виды стереотипов. Образ / имидж. Условия успешного конструирования и функционирования имиджа. Специфика коммерческого и политического имиджа. Технология создания и разрушения стереотипов. Психология процесса массмедиальной коммуникации. Эффективность медиакоммуникации. Составные процессы коммуникации. Интерес как главный фактор активной коммуникации. Устройство мозга и психические процессы: экстраверсия – интроверсия. Особенности темперамента в процессе коммуникации. Средства выражения психики (язык, проксемика, кинетика, соматика, семантика, интенциональность, язык сновидений, фантазий). Внимание. Восприятие. Понимание. Память. Понятие эффективности, эффекта, действенности (результативности) медиакоммуникации. Ожидания и предрасположенность аудитории медиакоммуникации. Интерес, непосредственность источников информации, ситуация, эмоциональное состояние аудитории. Информационный климат, господствующие стереотипы, продолжительность информационного воздействия. Роль обратной связи. Убеждения и внушения как формирующие эффекты медиакоммуникации. Общественное мнение, массовое поведение и медиакоммуникация. Общественное мнение как продукт средств массовой коммуникации и как критерии их эффективности. Формы воздействия средств массовой коммуникации на процесс формирования и на функционирование общественного мнения. Массовое поведение (толпа, паника, мода) и воздействие средств массовой коммуникации. Закономерности массового поведения и реклама. Слухи. Создание, распространение слухов и борьба с ними.
Текстовый отчет