Новейшая история зарубежных стран (ЗФО, 8 семестр)

Целью дисциплины «Новейшая история зарубежных стран» является формирование систематизированных знаний по новейшей истории стран Запада и Востока с 1918 г. по н.в., умений и навыков по практическому их применению.

Определяя хронологические рамки курса, автор исходит из традиционной периодизации, начиная от завершения Первой мировой войны и до современности. Это не исключает дискуссионность вопроса периодизации новейшей истории, что и рассматривается во вводной лекции. В центре внимания всего курса находится анализ социально-экономического, государственно-политического и внешнеполитического развития ведущих зарубежных стран на двух больших этапах, водоразделом между которыми является Вторая мировая война. Учитывая то обстоятельство, что мир до 1945 г., то есть до начала крушения колониальной системы являлся европоцентристским,  основное внимание  уделяется рассмотрению истории новейшего времени стран Европы и Америки, тем событиям и процессам, которые определили «лицо ХХ века».

Изучение «Новейшей истории зарубежных стран» предлагается по четырем блокам. Каждый  из них включает лекцию; практическое занятие по конкретной теме; подборку источников и литературы по изучаемому материалу (документ, монографию, статью, ссылку в Интернете на то или иное издание), а также вопросы для самоконтроля.

Представленные лекции – с учетом содержания блока и разработанности тематики в исторической литературе – построены, главным образом, по проблемно-хронологическому принципу, с использованием сравнительного анализа (особенность первой лекции указана выше). Структурированность и системность изложения позволяет сформировать фундамент исторического знания по истории новейшего времени зарубежных стран. Приветствуется дополнение предложенного автором алгоритма изложения иными аргументированными подходами, а также использование других источников и литературы наряду с указанными автором данного курса.

Евдокимова Татьяна Васильевна, доктор исторических наук, профессор кафедры всеобщей истории и методики преподавания истории и обществоведения, Волгоградский государственный социально-педагогический университет.