Предварительные замечания. Разработка механизма социокультурной адаптации студентов-инофонов связана с тем важным значением, которое имеют межкультурные связи в области высшего образования. Российская образовательная система унаследовала от советской системы высшего образования системную структуру и содержание работы с инофонами. При этом основной задачей работы вузов в данном направлении является не только собственно образовательная, но и задача организации плодотворного межкультурного взаимодействия с расчетом на укрепление межкультурного сотрудничества в дальней перспективе. Это положение относится ко всем вузам России, независимо от их ведомственной принадлежности.
По сравнению с детьми-инофонами, социокультурная адаптация студентов-инофонов протекает в иных условиях, с иными рисками. Так, риски маргинализации студентов-инофонов существенно ниже, также ниже риски спонтанного возникновения межкультурных конфликтов на основе негативного отношения к принимающей культуре. Тем не менее, риски возникновения социокультурной дезадаптации также велики. Основными причинами дезадаптационных процессов у студентов-инофонов можно назвать
1) Неверные модели совладания с «культурным шоком», что ведет к длительному стрессу аккультурации, единственным выходом из которого становится возвращение в материнскую культуру;
2) Низкий уровень межкультурной компетентности преподавателей и сотрудников вузов, что усиливает стресс аккультурации;
3) Низкий уровень личностной зрелости инофонов, препятствующий не только межкультурной коммуникации, но и коммуникации в обычной среде инофона.
Основные принципы построения и функционирования механизма социокультурной адаптации студентов-инофонов
1. Принцип долгосрочной перспективы. Реализация проектов по формированию социокультурной адаптации инофонов возможна только в течение длительных циклов учебно-воспитательного процесса. У вуза должна быть долгосрочная стратегическая программа формирования социокультурной адаптации иностранных студентов, включающая административное, научное, воспитательное сопровождение пребывания инофона в стенах вуза с момента зачисления.
2. Принцип междисциплинарного сотрудничества. Это означает, что в процесс решения проблем социокультурной адаптации студентов-инофонов должны быть включены различные подразделения высшего учебного заведения, а также общественные объединения и организации. Усилия отдельной кафедры или отдельного управления по делам международного сотрудничества не могут в полной мере охватить весь спектр вопросов, возникающих в процессе социокультурной адаптации студентов-инофонов. Этот процесс должен опираться на всемерную поддержку всех структур вуза, включая отдел воспитательной работы, студенческих объединений, научных, культурных и спортивных подразделений.
3. Принцип открытости должен быть реализован как в общем информационном пространстве внутривузовского взаимодействия в плане обмена методическими материалами, успешным опытом реализации различных внутри- и межвузовских студенческих проектов, так в плане межвузовского обмена и взаимодействия. Обязательным является наличие у вуза внешних связей с другими образовательными организациями в контексте решения проблем социокультурной адаптации инофонов.
4. Принцип научной обоснованности требует постоянного мониторинга процесса социокультурной адаптации студентов-инофонов и реализуется в различных формах сотрудничества с научными коллективами, обсуждения и анализа конкретных проблем, возникающих в процессе социокультурной адаптации инофонов.
5. Принцип вузовской специфики. В вузах с различной ведомственной принадлежностью и в различных субъектах Российской Федерации состав инофонов, а также условия проживания, обучения сильно отличаются, поэтому интересен опыт решения проблем, его анализ для изучения потенциала конкретных проектов в плане межрегионального и межвузовского масштабирования опыта.
Извините, но на данный момент нам нечего вам показать. Попробуйте использовать другой фильтр или зайти попозже.