Комплексный экзамен по Модулю 9. Проектирование образовательных программ (СКП-ДДБ-31)

Практическое задание – разработка и представление программы индивидуального образовательного маршрута для ребенка дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (0-30 баллов)

Студент выполняет практическое задание – разрабатывает и защищает программу индивидуального образовательного маршрута для ребенка дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (нозология по выбору) на основе федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (Приказ Минобрнауки РФ № 1155 от 17.10.2013 г.).

Компоненты программы индивидуального образовательного маршрута разрабатываются студентами в течение изучения дисциплин модуля. Экзаменационное задание по проектированию программы индивидуального образовательного маршрута студент получает по завершению изучения модуля и представляет его к экзамену.

Требования к оформлению программы как текста.

Уровень оригинальности программы должен составлять не менее 40%; программа, не соответствующая данному требованию, к проверке не принимается, студент не допускается к устному ответу на вопросы и получает за экзамен оценку «неудовлетворительно».

Работа выполняется печатным способом на страницах формата А4. Текст Word, шрифт TimesNewRoman, 12, интервал — одинарный. Объем работы до 10 страниц. Текст форматируется по ширине. Поля: сверху, внизу по 20 мм, слева 25 мм, справа 15 мм. Страницы нумеруются в нижнем правом углу. На титульной странице номер не ставится. Представленные материалы должны быть тщательно выверены, аккуратно и грамотно оформлены.

Титульный лист и структура программы индивидуального образовательного маршрута представлены в Приложении 2.

Критерии оценки программы индивидуального образовательного маршрута для ребенка дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья

Компоненты программы Критерии Балл
Диагностический компонент Выявлены индивидуальные психолого-педагогические особенности развития ребенка дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья на основе педагогической диагностики. Результаты диагностики соотнесены с уровнем развития познавательной и личностной сферы, динамикой освоения программы индивидуального образовательного маршрута, технологиями коррекции трудностей в обучении ребенка дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья. 0-4
Целевой компонент Спроектирован индивидуальный образовательный маршрут для ребенка дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья. Определены цель, задачи, методика преподавания отдельных компонентов адаптированной основной образовательной, коррекционно-развивающей и дополнительной образовательной программы. Представлены условия создания специальной образовательной среды (психологически безопасной и комфортной), условия использования коррекционно-развивающих, инклюзивных, ИКТ-технологий в реальном и виртуальном пространстве. 0-4
Содержательный компонент Содержание программы индивидуального образовательного маршрута представлено отдельными компонентами основной образовательной, коррекционно-развивающей и дополнительной образовательной программы, адаптированными для сопровождения в образовательном и коррекционно-развивающем процессе ребенка дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья. Отдельные компоненты программы взаимообусловлены, логичны, последовательно раскрыты. Отбор содержания программного материала осуществлен на основе соотнесения диагностических данных с индивидуальными особенностями развития, образовательными потребностями ребенка, технологиями (в том числе, инклюзивными), необходимыми для адресной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. 0-4
Технологический компонент Указаны условия и пути достижения поставленной цели с учетом основных закономерностей создания специальной образовательной среды, психологически безопасной и комфортной для развития детей с ограниченными возможностями здоровья. Представлены коррекционно-развивающие, инклюзивные, ИКТ-технологии, технологии консультативно-просветительской работы с участниками образовательных отношений (педагогов, родителей (законных представителей), обучающихся) по вопросам сопровождения индивидуальных образовательных маршрутов детей с ограниченными возможностями здоровья. 0-4
Результативный компонент Планируемые результаты соответствуют цели, задачам, срокам освоения индивидуального образовательного маршрута ребенка дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья. Технологии коррекции трудностей в обучении соотносятся с результатами педагогической диагностики, средствами мониторинга и оценки динамики обучения (проектируются уровни освоения (выполнения) действий / операций, сформированность представлений), содержанием консультативно-просветительской работы с участниками образовательных отношений по вопросам реализации прав обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в процессе образования. 0-4
Оригинальность текста Оригинальность текста работы составляет от 40% до 50% 1-3
Оригинальность текста работы составляет от 51% до 60% 4-6
Оригинальность текста работы составляет от 61% до 100% 7-10
Итого: 30
  1. Организация и проведение экзамена

Комплексный экзамен проводится в соответствии с расписанием экзаменационной сессии студентов.

  • Не позднее, чем за 7 дней до комплексного экзамена, студент размещает файл с программой индивидуального образовательного маршрута для ребенка дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в папке на образовательном портале edu.vspu.ru (наименование файла: «ФамилияИО_КЭ)» по ссылке http://lms.vspu.ru/courses/kompleksnyiy-ekzamen-proektirovanie-obrazovatelnyih-programm-profil-doshkolnaya-defektologiya/. Преподаватель оценивает и выставляет баллы за программу. На экзамене студент сдает преподавателю текст практического задания в папке-скоросшивателе; материалы должны быть тщательно выверены, аккуратно оформлены. Титульный лист представлен в Приложении 2.
  • На экзамене студенты отвечают по экзаменационному билету, каждый билет включает один теоретический вопрос. Экзамен проводится устно.
  • Студент проходит процедуру защиты программы индивидуального образовательного маршрута для ребенка дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья. Процедура защиты состоит из доклада и ответов на дополнительные вопросы по процессу и продукту проектирования индивидуально каждым студентом. Представление программы проводится на основе презентации или видеоролика, видеорепортажа, созданного с использованием современных ИКТ. Регламент – до 5 минут.

 

 

Критерии оценки комплексного экзамена по модулю «Проектирование образовательных программ»:

 «отлично» (91-100 баллов) – экзаменационное задание выполнено полностью, что позволяет сделать вывод о сформированности компетенций на высоком уровне – студент демонстрирует целостное представление и систему знаний о процессе разработки и преподавания основных, дополнительных образовательных, коррекционно-развивающих программ, индивидуального образовательного маршрута; применения отдельных их компонентов, адаптированных для детей с ограниченными возможностями здоровья в реальной и виртуальной образовательной среде с использованием коррекционно-развивающих, инклюзивных, ИКТ-технологий; способен осуществлять педагогическую диагностику, контроль и оценку формирования образовательных результатов обучающихся, корректировать трудности в обучении; умеет применять технологии проектирования и реализации образовательного и коррекционно-развивающего процесса с учетом индивидуальных особенностей развития детей с ограниченными возможностями здоровья, технологии создания специальной образовательной среды, психологически безопасной и комфортной для развития детей с ограниченными возможностями здоровья; технологии проектирования и сопровождения индивидуальных образовательных маршрутов детей с ограниченными возможностями здоровья, технологии консультативно-просветительской деятельности с участниками образовательных отношений по вопросам сопровождения индивидуальных образовательных маршрутов детей с ограниченными возможностями здоровья;

«хорошо» (76-90 баллов) – экзаменационное задание выполнено, что позволяет сделать вывод о сформированности компетенций на повышенном уровне — студент понимает значимость отдельных требований к процессу разработки и преподавания основных, дополнительных образовательных, коррекционно-развивающих программ, индивидуального образовательного маршрута; применения отдельных их компонентов, адаптированных для детей с ограниченными возможностями здоровья в реальной и виртуальной образовательной среде с использованием коррекционно-развивающих, инклюзивных, ИКТ-технологий; способен применять отдельные методы и приёмы педагогической диагностики, контроля и оценки формирования образовательных результатов обучающихся, корректирования трудностей в обучении; умеет применять отдельные технологические приемы проектирования и реализации образовательного и коррекционно-развивающего процесса с учетом индивидуальных особенностей развития детей с ограниченными возможностями здоровья, отдельные технологические приемы создания специальной образовательной среды, психологически безопасной и комфортной для развития детей с ограниченными возможностями здоровья; отдельные технологические приемы проектирования и сопровождения индивидуальных образовательных маршрутов детей с ограниченными возможностями здоровья, отдельные технологические приемы консультативно-просветительской деятельности с участниками образовательных отношений по вопросам сопровождения индивидуальных образовательных маршрутов детей с ограниченными возможностями здоровья;

«удовлетворительно» (61-75 баллов) – экзаменационное задание выполнено частично, что позволяет сделать вывод о сформированности компетенций на пороговом уровне – студент демонстрирует понимает единичных требований к процессу разработки и преподавания основных, дополнительных образовательных, коррекционно-развивающих программ, индивидуального образовательного маршрута; применения единичного их компонента, адаптированного для детей с ограниченными возможностями здоровья в реальной и виртуальной образовательной среде с использованием коррекционно-развивающих, инклюзивных, ИКТ-технологий; способен применять единичный метод педагогической диагностики, контроля и оценки формирования образовательных результатов обучающихся, корректирования трудностей в обучении; умеет применять единичный технологический прием проектирования и реализации образовательного и коррекционно-развивающего процесса с учетом индивидуальных особенностей развития детей с ограниченными возможностями здоровья, единичный технологический прием создания специальной образовательной среды, психологически безопасной и комфортной для развития детей с ограниченными возможностями здоровья; единичный технологический прием проектирования и сопровождения индивидуальных образовательных маршрутов детей с ограниченными возможностями здоровья, единичный технологический прием консультативно-просветительской деятельности с участниками образовательных отношений по вопросам сопровождения индивидуальных образовательных маршрутов детей с ограниченными возможностями здоровья;

 «неудовлетворительно» (0-60 баллов) – экзаменационное задание не выполнено или выполнено с грубыми ошибками; что позволяет сделать вывод о несформированности компетенций.