Современный педагог – это не только специалист, глубоко знающий свой предмет, но и проектировщик, конструктор образовательной среды. На его долю, говоря словами Л.С. Выготского, «выпадает активная роль – лепить, кроить, кромсать и резать элементы среды, сочетать их самым разным способом, чтобы они осуществляли ту задачу, которую он перед собой поставил». Перед современным специальным педагогом, учителем-дефектологом, стоит сложная задача – сконструировать такие специальные условия, разработать и создать на практике такую образовательную среду, в которой будет оптимально возможным коррекция и развитие ребенка с ограниченными возможностями здоровья. И чем больше субъектов составляют образовательную среду, чем более они активны при установлении взаимодействия друг с другом и с обучающимся с особыми образовательными потребностями, тем более эффективным становится процесс вхождения в культуру особого ребенка.
Научиться проектировать эффективную модель образовательной среды для лиц с нарушениями в развитии – насущная необходимость для современного педагога. Обучение и воспитание лиц с ограниченными возможностями здоровья может осуществляться в условиях государственных или негосударственных образовательных, социальных структур и структур здравоохранения; в условиях специального (коррекционного) или интегрированного образования. При этом важно помнить, что учет педагогом средовых ресурсов сделает образовательную среду комфортной; эмоционально насыщенной; аутентичной; расширяющей познавательные возможности воспитанников; стимулирующей различные виды активности; побуждающей к самостоятельности и творчеству; здоровьесберегающей.
Чтобы овладеть компетентностью в этой области, будущему дефектологу необходимо знать основные тенденции развития системы специального (коррекционного) образования; отличительные особенности различных моделей образовательной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья; уметь реализовывать психолого-педагогические требования к формированию личности детей с нарушениями в развитии и созданию организационно-педагогических условий, обеспечивающих успешность социализации таких детей; владеть умениями и навыками адекватного, критического и толерантного отношения к зарубежному педагогическому опыту социальной адаптации и интеграции детей с особым развитием как условию для более глубокого осмысления проблем российской системы специального образования; быть способным осознавать потребность в совершенствовании собственного стиля педагогической деятельности.