Интерпретация и предоставление результатов

Ваши успехи:
Материалы рекомендуемые для ознакомления

1.  Можно ознакомиться с Главой 7. «Интерпретация и предоставление результатов» из учебного пособия:

Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. СПб.: Питер, 2000. С.203-216.

 

2. Предлагаю для ознакомления фрагмент из учебно-методического пособия разработанного преподавателями нашей кафедры:

Крицкий А.Г., Меркулова О.П. Методология и методы психолого-педагогических исследований: учебно-методические материалы к лабораторно-практическим занятиям. Волгоград, 2004.

 

 

Как работать над отчетами по результатам выполнения лабораторно-практических работ

Работа психолога далеко не всегда имеет «зримые» результаты. Поэтому весьма важной является подготовка отчетов – по результатам индивидуальной или групповой диагностики, исследовательской или коррекционной работы и т.д. Этим объясняется и значимость систематической подготовки отчетов по результатам выполнения заданий на лабораторно-практических занятиях, практикумах, практиках. Рассмотрим некоторые рекомендации, соблюдение которых позволит Вам успешно освоить этот вид работы.

Отчет – это документ, адресованный Другому (клиенту, заказчику, преподавателю). Вероятным адресатом любого отчета является сам автор – сведения, отраженные в отчете, могут ему понадобиться в дальнейшей работе. Поэтому все сведения, важные для понимания отчета, должны явно в нем отражаться. В частности, в любой отчет должны включаться:

  • Сведения о том, какие виды работы, когда и кем были выполнены.
  • Описания методик, использованных в работе либо ссылки на такие описания. В учебные отчеты лучше включать описания методик или оформлять их как приложение. В отчетах, адресованных клиенту или заказчику, описание методик может быть достаточно кратким и обзорным.
  • Протоколы, бланки, ответы испытуемых и др. материалы, получаемые в ходе исследования, обязательно прикладываются к учебным отчетам. На протоколах должно быть указано, кто и когда проводил исследования. Сведения об испытуемом приводятся с учетом требования конфиденциальности.
  • Констатирующие выводы – результаты количественной и качественной обработки данных, полученных непосредственно в ходе исследования. В учебные отчеты желательно также включать промежуточные расчеты. Если результаты обработки достаточно громоздки, то их полный вариант можно помещать в приложения, а в самом отчете давать только описание наиболее значимых для последующего анализа показателей. Если при оформлении каких-либо результатов используются таблицы, графики, они обязательно должны быть подписаны. А в тексте делается ссылка на номер соответствующей таблицы.
  • Интерпретация полученных результатов. Важно помнить, что интерпретирующие выводы, которые делаются по результатам психологических исследований, обычно не являются однозначными. Поэтому, например, уместнее написать «Полученные данные свидетельствуют о рациональности распределения времени испытуемым», чем «Испытуемый распределяет время рационально».
  • Рекомендации по поводу возможности дальнейшего использования полученных выводов, например, рекомендации клиенту, которые помогут в решении его проблемы, задачи следующего исследования и т.п. При формулировке этой части общих выводов, во-первых, важно опираться на предыдущие части. То есть, имеет смысл рекомендовать изменять или дальше исследовать именно те особенности, которые были выявлены в данном исследовании и уже описаны в констатирующих и интерпретационных выводах. Во-вторых, рекомендации должны быть достаточно конкретны и реализуемы. Например, если в рекомендациях указывается, чтобы для более рациональной организации своего труда и отдыха необходимо тратить больше времени на сон для достижения физиологической нормы, то следует указать, на какой вид занятий можно тратить меньше времени. Не всегда использование результатов исследования предполагает предоставление рекомендаций клиенту. Это могут быть также некоторые направления использования полученных данных в дальнейших исследованиях.
  • Так как учебная работа предполагает не только проведение какого-либо конкретного исследования, но и освоение методики его выполнения, в учебные отчеты включаются также анализ возможностей и ограниченийданной методики и рефлексия выполненной работы. Обе эти части предполагают выход в рефлексивную позицию, то есть обращение к основаниям собственных действий. Одной из задач рефлексии в работе психолога является определение границ применения методических средств, а также границ собственной компетентности. Поэтому при освоении любого средства очень важно понимать для чего его можно использовать, а в каких ситуациях оно не даст ожидаемого результата или его применение будет затруднено. На возможности и ограничения применения методики влияет не только специфика самой методики, но и индивидуальные особенности использующего ее психолога. Понимать эти особенности важно как для развития «дефицитных» способностей, так и при выборе той или иной методики, для учета возможного источника ошибок.

Помимо этих общих рекомендаций о структуре и содержании отчета, при выполнении каждой работы важно обращать внимание на описание целей темы и критериев их достижения — умений, которые должны быть освоены. В частности, одним из способов подтверждения сформированности того или иного умения является представление в отчете какого-либо результата, который это умение востребует.

Очень важно выполнять свои работы самостоятельно. Даже если отдельные виды работ выполняются на занятии в микрогруппах, результаты такой работы должны быть зафиксированы в отчетах каждого из участников. Причем, если какая-то часть работы выполнялась коллективно, это необходимо обозначить в своем индивидуальном отчете.

Отчет, как и любой текст – это средство коммуникации, средство, с помощью которого Адресату передается какая-либо информация. И завершение этой коммуникации происходит не тот момент, когда готов текст отчета, а тогда, когда произошло понимание отраженной в нем информации Адресатом. На успешность понимания влияет и то, какая информация отражена в тексте и то, как эта информация представлена. Поэтому техническое оформление отчета (написание или печать текста, подшивка листов и т.п.) является важной составляющей всей работы. И поэтому же главным требованием к техническому оформлению текста является то, чтобы оно способствовало пониманию того, что хотел сообщить в этом тексте его автор. Отметим некоторые рекомендации, касающиеся оформления.

  • Отчеты, которые готовятся в практической работе, обычно оформляют на листах стандартного формата (A4). Учебный отчет допускается оформлять в тетради, в этом случае все приложения вклеиваются или подшиваются. При оформлении на отдельных листах, все листы отчета, включая приложения, подшиваются (скрепляются) с соблюдением порядка следования отдельных частей, а страницы нумеруются.
  • Все записи должны быть выполнены четко, ясно и разборчиво. Если почерк автора может вызывать затруднения при чтении, желательно использовать печатное оформление. Недопустимо применять сокращения, которые могут быть не ясны читателям. Если сокращения оправданны и не затрудняют чтение, то при их первом упоминании необходимо привести сокращаемое слово, название, фразу полностью и в скобках указать сокращение, которое будет использовать далее. Исключение составляют стандартные сокращения. При использовании в протоколах или при обработке данных каких-либо графических обозначений (цвет, знаки, штриховка и т.п.) также необходимо указывать их значение.
  • Некоторые отступления от предыдущего требования возможны в протоколах. Так как протокол пишется обычно в «режиме реального времени», его трудно выполнить очень тщательно. Однако даже при быстром письме необходимо стремиться к максимальной аккуратности – это важно для точности последующей обработки данных. Предлагаемые в конкретных методиках формы протоколов помогают за счет структурированности записей делать их достаточно быстро, но при этом понятно. Важно учиться писать протоколы с соблюдением этих требований непосредственно при проведении методики, а не переписывать после этого, так как в реальной работе на переоформление протоколов просто не будет времени.

Вернуться:

Лента активности курса

Извините, но на данный момент нам нечего вам показать. Попробуйте использовать другой фильтр или зайти попозже.