ЛПЗ 11. Тема 6. Эмоционально-волевая сфера личности

Задания для самостоятельной работы

1. Решите задачи (источник: Сапогова Е.Е. Задачи по общей психологии. М., 2001):

Задача 1. Выберите правильный ответ из предложенных вариантов.

  1. По К. Изарду, фундаментальные эмоции… а) образуют основную мотивационную систему; б) обеспечивают аффективно-когнитивное взаимодействие; в) регулируют работу гомеостатической системы; г) регулируются интеллектом; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.
  2. Тревожность — это комплекс эмоций… а) горя; б) отвращения; в) презрения; г) робости? д) все ответы верны; е) все ответы неверны.
  3. Любовь — комплексное чувство, включающее… а) романтическое отношение; б) интерес; в) радость; г) сексуальное влечение; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.
  4. Состоянию пониженной психической активности соответствуют такие отрицательные эмоции, как… а) неудовлетворенность; б) грусть; в) печаль; г) тоска; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.
  5. В теории деятельности эмоции отражают отношения… а) между мотивами и отвечающей им деятельностью; б) между целью и результатом действия; в) между смыслом и значением; г) между операцией и условиями ее осуществления; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.
  6. Отличительной чертой аффекта является… а) его предметный характер; б) связь с самооценкой и уровнем притязаний; в) интенсификация соматических показателей; г) большая интенсивность; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.
  7. Эмоции как компонент структуры эмоциональных процессов — это… а) длительные состояния; б) реакция на свершившиеся события; в) реакция на вероятностные события; г) реакция на текущее событие; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.
  8. Чувства успеха, удачи, ликования прежде всего связаны с… а) положительным исходом деятельности; б) удовлетворением физиологической потребности; в) процессом совершения действия; г) отношениями других к результату деятельности; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.
  9. Чувства человека — это… а) эмоциональный фон ощущений; б) органическое самочувствие индивида; в) переживания, связанные с удовлетворением органических потребностей; г) неопредмеченные эмоциональные состояния; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.
  10. Высшие чувства включают в себя… а) интеллектуальный компонент; б) рефлексию; в) любовь; г) эстетическое отношение; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.

Задача 2. На какие группы в принципе можно разделить перечисленные понятия? Аргументируйте основания своей классификации.

Любопытство; стенические чувства; удивление; радостное открытие истины; привязанность; страх; любовь; интерес; воодушевление; враждебность; нега; ярость; сомнение; любознательность; обожание; догадка; очарование; уверенность; восхищение шедевром искусства; удовольствие; предчувствие; симпатия; неудовольствие; чувство таинственного; волнение; предвкушение; жалость; тревожность; увлеченность работой; сладострастие; депрессия; эмпатия; стыд; злость; ненависть; страдание; фрустрация.

Задача 3. Выберите правильный ответ из предложенных вариантов.

  1. Критерием проявления воли является… а) волевое действие; б) выбор мотивов и целей; в) волевые качества личности; г) все ответы верны; д) все ответы неверны.
  2. Волевое поведение выполняет функцию… а) преодоления препятствий на пути к цели; б) гармонизации мотивов; в) устранения внутренних конфликтов; г) все ответы верны; д) все ответы неверны.
  3. Структурный элемент самоконтроля — … а) цель; б) операционный состав деятельности; в) способы достижения цели; г) самооценка; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.
  4. Эмоционально-волевая регуляция — это… а) саморегуляция состояний и реакций; б) регуляция действий; в) регуляция отношений к действию; г) все ответы верны; д) все ответы неверны.
  5. Воля — это… а) желание; б) аффект; в) мотивация; г) рефлексия; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.

Задача 4. Определите, что в приведенном списке может быть отнесено к произвольной саморегуляции, а что — к волевому поведению.

Сдерживание эмоций, управление запоминанием текста, аутогенная тренировка, постановка целей, самовнушение, изменение цели, преодоление внутренних препятствий, ритуальные действия перед экзаменом, образование квазипотребностей, смыслопорождение, самоконтроль, формирование аутоустановки, планирование возможностей достижения, борьба мотивов, принятие решения, выбор между двумя равнозначными возможностями, снятие внутреннего напряжения, самоубеждение, релаксация, рефлексия, внутренний диалог с самим собой, смысловое связывание, создание новых мотивов-стимулов, аутоагрессия, самоподкрепление, формирование длительного намерения, построение жизненной стратегии, волевое усилие.

Задача 5. Выберите из предложенного списка слова, относящиеся к характеристике волевого поведения.

Мотив, саморегуляция, самооценка, желание, рефлексия, надежность, стремление, цель, эмоция, мышление, уверенность, планирование, усилие, уровень притязаний, движение, рефлекс, реагирование, агрессивность, настойчивость, побуждение, принятие решения, конфликт, сознание, намерение, восприятие, внимание, ценность, установка, свобода выбора, энергия, потребность, риск, авантюризм, импульсивность, дисциплинированность, ответственность, волюнтаризм.

 

2. Проведите эмпирическое исследование.Обратите внимание на оформление результатов исследования (http://lms.vspu.ru/lessons/spravochnyie-materialyi-6/).

ОПРОСНИК Ч.Д. СПИЛБЕРГЕРА (адаптирован Ю.Л. Ханиным)

Назначение методики. Данный тест является информативным способом самооценки уровня тревожности в данный момент (реактивная тревожность, как состояние) и личностной тревожности (как устойчивая характеристика человека). Разработан Ч.Д.Спилбергером и адаптирован Ю.Л.Ханиным.

Теоретические основы. Измерение тревожности как свойства личности особенно важно, так как это свойство во многом обуславливает поведение субъекта. Определенный уровень тревожности — естественная и обязательная особенность активной деятельной личности. У каждого человека существует свой оптимальный, или желательный, уровень тревожности — это так называемая полезная тревожность. Оценка человеком своего состояния в этом отношении является для него существенным компонентом самоконтроля и самовоспитания.

Под личностной тревожностью понимается устойчивая индивидуальная характеристика, отражающая предрасположенность субъекта к тревоге и предполагающая наличие у него тенденции воспринимать достаточно широкий «веер» ситуаций как угрожающие, отвечая на каждую из них определенной реакцией. Как предрасположенность, личная тревожность активизируется при восприятии определенных стимулов, расцениваемых человеком как опасные для самооценки, самоуважения. Ситуативная или реактивная тревожность как состояние характеризуется субъективно переживаемыми эмоциями: напряжением, беспокойством, озабоченностью, нервозностью. Это состояние возникает как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию и может быть разным по интенсивности и динамичности во времени.

Личности, относимые к категории высокотревожных, склонны воспринимать угрозу своей самооценке и жизнедеятельности в обширном диапазоне ситуаций и реагировать весьма выраженным состоянием тревожности. Если психологический тест выражает у испытуемого высокий показатель личностной тревожности, то это дает основание предполагать у него появление состояния тревожности в разнообразных ситуациях, особенно когда они касаются оценки его компетенции и престижа.

Большинство из известных методов измерения тревожности позволяет оценить только или личностную тревожность, или состояние тревожности, либо более специфические реакции. Единственной методикой, позволяющей дифференцировано измерять тревожность и как личностное свойство, и как состояние является методика, предложенная Ч. Д. Спилбергером. На русском языке его шкала была адаптирована Ю. Л. Ханиным.

Процедура проведения

Инструкция. Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните цифру в соответствующей графе справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете в данный момент. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных и неправильных ответов нет.

Обработка результатов

Обработка результатов включает следующие этапы:

  • Определение показателей ситуативной и личностной тревожности с помощью ключа.
  • На основе оценки уровня тревожности составление рекомендаций для коррекции поведения испытуемого.
  • Вычисление среднегруппового показателя ситуативной тревожности (СТ) и личностной тревожности (ЛТ) и их сравнительный анализ в зависимости, например, от половой принадлежности испытуемых.

Ключ

 

СТ Ответы ЛТ Ответы
№№ 1 2 3 4 №№ 1 2 3 4
Ситуативная тревожность Личностная тревожность
1 4 3 2 1 21 4 3 2 1
2 4 3 2 1 22 1 2 3 4
3 1 2 3 4 23 1 2 3 4
4 1 2 3 4 24 1 2 3 4
5 4 3 2 1 25 1 2 3 4
6 1 2 3 4 26 4 3 2 1
7 1 2 3 4 27 4 3 2 1
8 4 3 2 1 28 1 2 3 4
9 1 2 3 4 29 1 2 3 4
10 4 3 2 1 30 4 3 2 1
11 4 3 2 1 31 1 2 3 4
12 1 2 3 4 32 1 2 3 4
13 1 2 3 4 33 1 2 3 4
14 1 2 3 4 34 1 2 3 4
15 4 3 2 1 35 1 2 3 4
16 4 3 2 1 36 4 3 2 1
17 1 2 3 4 37 1 2 3 4
18 1 2 3 4 38 1 2 3 4
19 4 3 2 1 39 4 3 2 1
20 4 3 2 1 40 1 2 3 4

Интерпретация результатов

При анализе результатов самооценки надо иметь в виду, что общий итоговый показатель по каждой из подшкал может находиться в диапазоне от 20 до 80 баллов. При этом чем выше итоговый показатель, тем выше уровень тревожности (ситуативной или личностной).

При интерпретации показателей можно использовать следующие ориентировочные оценки тревожности:

до 30 баллов – низкая,
31 — 44 балла — умеренная;
45 и более — высокая.

Личности, относимые к категории высокотревожных, склонны воспринимать угрозу своей самооценке и жизнедеятельности в обширном диапазоне ситуаций и реагировать весьма выраженным состоянием тревожности. Если психологический тест выражает у испытуемого высокий показатель личностной тревожности, то это дает основание предполагать у него появление состояния тревожности в разнообразных ситуациях, особенно когда они касаются оценки его компетенции и престижа.

Лицам с высокой оценкой тревожности следует формировать чувство уверенности и успеха. Им необходимо смещать акцент с внешней требовательности, категоричности, высокой значимости в постановке задач на содержательное осмысление деятельности и конкретное планирование по подзадачам.

Для низкотревожных людей, напротив, требуется пробуждение активности, подчеркивание мотивационных компонентов деятельности, возбуждение заинтересованности, высвечивание чувства ответственности в решении тех или иных задач.

Состояние реактивной (ситуационной) тревоги возникает при попадании в стрессовую ситуацию и характеризуется субъективным дискомфортом, напряженностью, беспокойством и вегетативным возбуждением. Естественно, это состояние отличается неустойчивостью во времени и различной интенсивностью в зависимости от силы воздействия стрессовой ситуации. Таким образом, значение итогового показателя по данной подшкале позволяет оценить не только уровень актуальной тревоги испытуемого, но и определить, находится ли он под воздействием стрессовой ситуации и какова интенсивность этого воздействия на него.

Личностная тревожность представляет собой конституциональную черту, обусловливающую склонность воспринимать угрозу в широком диапазоне ситуаций. При высокой личностной тревожности каждая из этих ситуаций будет обладать стрессовым воздействием на субъекта и вызывать у него выраженную тревогу. Очень высокая личностная тревожность прямо коррелирует с наличием невротического конфликта, с эмоциональными и невротическими срывами и психосоматическими заболеваниями.

Сопоставление результатов по обеим подшкалам дает возможность оценить индивидуальную значимость стрессовой ситуации для испытуемого. Шкала Спилбергера в силу своей относительной простоты и эффективности широко применяется в клинике с различными целями: определение выраженности тревожных переживаний, оценка состояния в динамике и др.

Стимульный материал

Шкала ситуативной тревожности

Инструкция: Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните цифру в соответствующей графе справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете в данный момент. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных и неправильных ответов нет.

Суждения

№пп Суждение Никогда Почти никогда Часто Почти всегда
1 Я спокоен 1 2 3 4
2 Мне ничто не угрожает 1 2 3 4
3 Я нахожусь в напряжении 1 2 3 4
4 Я внутренне скован 1 2 3 4
5 Я чувствую себя свободно 1 2 3 4
6 Я расстроен 1 2 3 4
7 Меня волнуют возможные неудачи 1 2 3 4
8 Я ощущаю душевный покой 1 2 3 4
9 Я встревожен 1 2 3 4
10 Я испытываю чувство внутреннего удовлетворения 1 2 3 4
11 Я уверен в себе 1 2 3 4
12 Я нервничаю 1 2 3 4
13 Я не нахожу себе места 1 2 3 4
14 Я взвинчен 1 2 3 4
15 Я не чувствую скованности, напряжения 1 2 3 4
16 Я доволен 1 2 3 4
17 Я озабочен 1 2 3 4
18 Я слишком возбужден и мне не по себе 1 2 3 4
19 Мне радостно 1 2 3 4
20 Мне приятно 1 2 3 4

Шкала личной тревожности

Инструкция. Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните цифру в соответствующей графе справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете обычно. Над вопросами долго не думайте, поскольку правильных или неправильных ответов нет.

Суждения

№пп Суждение Никогда Почти никогда Часто Почти всегда
21 У меня бывает приподнятое настроение 1 2 3 4
22 Я бываю раздражительным 1 2 3 4
23 Я легко расстраиваюсь 1 2 3 4
24 Я хотел бы быть таким же удачливым, как и другие 1 2 3 4
25 Я сильно переживаю неприятности и долго не могу о них забыть 1 2 3 4
26 Я чувствую прилив сил и желание работать 1 2 3 4
27 Я спокоен, хладнокровен и собран 1 2 3 4
28 Меня тревожат возможные трудности 1 2 3 4
29 Я слишком переживаю из-за пустяков 1 2 3 4
30 Я бываю вполне счастлив 1 2 3 4
31 Я все принимаю близко к сердцу 1 2 3 4
32 Мне не хватает уверенности в себе 1 2 3 4
33 Я чувствую себя беззащитным 1 2 3 4
34 Я стараюсь избегать критических ситуаций и трудностей 1 2 3 4
35 У меня бывает хандра 1 2 3 4
36 Я бываю доволен 1 2 3 4
37 Всякие пустяки отвлекают и волнуют меня 1 2 3 4
38 Бывает, что я чувствую себя неудачником 1 2 3 4
39 Я уравновешенный человек 1 2 3 4
40 Меня охватывает беспокойство, когда я думаю о своих делах и заботах 1 2 3 4

Литература

1. Батаршев А.В. Базовые психологические свойства и самоопределение личности: Практическое руководство по психологической диагностике. — СПб.: Речь, 2005. С.44-49.

2. Диагностики эмоционально-нравственного развития / ред. и сост. И.Б.Дерманова. — СПб.: Издательство «Речь», 2002. С.124-126.

3. Практикум по психологии состояний / под ред. проф. О.А. Прохорова. – СПб: Речь, 2004. С.121-122.


Вернуться:

Лента активности курса

Извините, но на данный момент нам нечего вам показать. Попробуйте использовать другой фильтр или зайти попозже.