Задания для самостоятельной работы
1. Решите задачи (источник: Сапогова Е.Е. Задачи по общей психологии. М., 2001):
Задача 1. Выберите из приведенного списка слова, которыми можно описать характер.
Медлительность, впечатлительность, общительность, сила эмоциональной реакции, быстрая адаптация, быстрота мышления, впечатлительность, благородство, трудолюбие, скупость, развязность, агрессивность, вспыльчивость, оптимизм, неряшливость, решительность, дружелюбие, воля, требовательность, инициативность, настойчивость, ранимость, плаксивость, энергичность, наблюдательность, жизнерадостность, находчивость, сообразительность, бездарность, наглость, самоуверенность, скопидомство, осторожность, тревожность, изобретательность.
Задача 2. Выберите правильный ответ из предложенных вариантов.
- Э. Кречмер объяснял характер… а) эндокринными факторами; б) социальными факторами; в) наследственно-приобретенными факторами; г) соматическим состоянием; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.
- 3. Фрейд полагал, что энергетическим источником характера являются… а) динамические тенденции; б) чувствования; в) осознаваемые побуждения; г) сексуальные тенденции; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.
- Детерминанты свойств характера надо искать… а) в особенностях генотипического фонда; б) в учете средовых влияний; в) во внутренних побуждениях личности; г) в суммировании генотипических и средовых влияний; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.
- Для истероидного акцентуанта труднее всего… а) вступать в эмоциональные контакты с людьми; б) переносить невнимание к своей особе; в) быть на виду; г) ориентироваться в социальной обстановке; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.
- Характер считается патологическим, если он… а) относительно стабилен во времени; б) имеет тотальное проявление; в) социально дезадаптирован; г) все ответы верны; д) все ответы неверны.
- В характере психастеников проявляются… а) нерешительность; б) твердость; в) инициативность; г) жестокость; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.
- Признаки эпилептоидного характера… а) раздражительность; б) приступы ярости и гнева; в) напряженное состояние инстинктивной сферы; г) моральные дефекты; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.
- Шизоидная личность… а) эмоционально отзывчива; б) общительна; в) эмпатична; г) адаптивна; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.
- Для психастеников характерны следующие соматические расстройства… а) головные боли; б) усиленное сердцебиение; в) тошнота; г) головокружения; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.
- Э. Фромм определяет характер как форму, в которой канализируется энергия человека в процессах… а) приобретения и потребления вещей; б) установления отношений с другими людьми; в) установления отношений с самим собой; г) все ответы верны; д) все ответы неверны.
Задача 3. Прокомментируйте приведенные высказывания. Укажите наиболее верные, с вашей точки зрения, и неправильные.
- Характер — это такое совокупное психическое свойство человека, которое и наследуется, и формируется в процессе его жизнедеятельности.
- Черты характера социально типичны и индивидуально своеобразны.
- В характере проявляются и отношения личности, и способы действия, при помощи которых эти отношения осуществляются.
- Характер — это сложившийся и укрепившийся в результате жизненных воздействий и воспитания типичный для личности стиль социального поведения.
- Единство мотивов и воли есть то, что образует характер человека.
- Характер — это программа типичного поведения в типичных обстоятельствах.
- Так как поведение относительным образом определяется характером человека, то при изменениях характера оно остается неизменным.
- В характере его индивидуальное своеобразие, порождаемое неповторимыми ситуациями социализации, вступает в противоречие с социально-типическим.
- С характером рождаются, а личностью становятся.
- Характер — совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении.
- В «типах характеров» проявляется типичность, закономерность сочетаний определенных черт характера с определенными чертами личности, так что можно говорить о «личностно-характерологических типах».
- С развитием личности человек начинает действовать всё более нормативно: личность в своем развитии «снимает» характер.
2. Проведите эмпирическое исследование.Обратите внимание на оформление результатов исследования (http://lms.vspu.ru/lessons/spravochnyie-materialyi-6/).
ХАРАКТЕРОЛОГИЧЕСКИЙ ОПРОСНИК (К. Леонгард)[1]
Методика предназначена для выявления акцентуаций характера, т.е. определенного направления характера. Опросник включает 88 вопросов (10 шкал, соответствующих определенным акцентуациям характера).
Инструкция. Вам будут предложены утверждения, касающиеся вашего характера. Если вы согласны с утверждением, рядом с его номером поставьте знак «+» («да»), если нет – знак «–» («нет»). Над вопросами долго не думайте, правильных и неправильных ответов нет.
Опросник:
1. У вас чаще веселое и беззаботное настроение?
2. Вы чувствительны к оскорблениям?
3. Бывает ли так, что у вас на глаза навертываются слезы в кино, театре, в беседе и т.п.?
4. Сделав что-то, вы сомневаетесь, все ли сделано правильно, и не успокаиваетесь до тех пор, пока не убедитесь еще раз в том, что все сделано правильно?
5. В детстве вы были таким же смелым и отчаянным, как все ваши сверстники?
6. Часто ли у вас меняется настроение от состояния безграничного ликования до отвращения к жизни, к себе?
7. Являетесь ли вы обычно центром внимания в обществе, в компании?
8. Бывает ли так, что вы беспричинно находитесь в таком ворчливом состоянии, что с вами лучше не разговаривать?
9. Вы серьезный человек?
10. Способны ли вы восторгаться, восхищаться чем-нибудь?
11. Предприимчивы ли вы?
12. Вы часто забываете, если вас кто-нибудь обидел?
13. Мягкосердечны ли вы?
14. Опуская письмо в почтовый ящик, проверяете ли вы рукой, проводя по щели ящика, что письмо полностью упало в него?
15. Стремитесь ли вы всегда считаться в числе лучших работников?
16. Бывало ли вам страшно во время грозы или при встрече с незнакомой собакой (а может, такое чувство бывает и теперь)?
17. Стремитесь ли вы во всем и всюду соблюдать порядок?
18. Зависит ли ваше настроение от внешних обстоятельств?
19. Любят ли вас Ваши знакомые?
20. Часто ли у вас бывает чувство сильного внутреннего беспокойства, ощущение возможной беды, неприятности?
21. У вас часто несколько подавленное настроение?
22. Были ли у вас хотя бы один раз истерика или нервный срыв?
23. Трудно ли вам долго усидеть на одном месте?
24. Если по отношению к вам несправедливо поступили, энергично ли вы отстаиваете свои интересы?
25. Можете ли вы зарезать курицу, овцу?
26. Раздражает ли вас, если дома занавесь или скатерть висят неровно, и вы сразу стремитесь исправить их?
27. Вы в детстве боялись оставаться один дома?
28. Часто ли у вас бывают колебания настроения без причины?
29. Всегда ли вы стремитесь быть достаточно сильным работником в своей сфере, профессии?
30. Быстро ли вы начинаете злиться или впадаете в гнев?
31. Можете ли вы быть абсолютно веселым?
32. Бывает ли так, что ощущение полного счастья буквально пронизывает вас?
33. Как вы думаете, получился бы из вас ведущий (конферансье) в юмористическом спектакле?
34. Вы обычно высказываете свое мнение людям достаточно откровенно, прямо и недвусмысленно?
35. Вам трудно переносить вид крови? Не вызывает ли она у вас неприятных ощущений?
36. Любите ли вы работу с высокой личной ответственностью?
37. Склонны ли вы выступать в защиту лиц, по отношению к которым несправедливо поступили?
38. В темный подвал вам трудно, страшно спускаться?
39. Предпочитаете ли вы работу, требующую неторопливости, такой, где действовать надо быстро, но требования к качеству невысоки?
40. Вы общительный человек?
41. В школе вы охотно декламировали стихи?
42. Убегали ли вы в детстве из дома?
43. Кажется ли вам жизнь трудной?
44. Бывало ли так, что после конфликта, обиды вы были до того расстроены, что идти на работу казалось просто невыносимым?
45. Можно ли сказать, что при неудаче вы не теряете чувство юмора?
46. Предприняли бы вы первые шаги к примирению, если бы вас кто-нибудь обидел?
47. Вы очень любите животных?
48. Возвращаетесь ли вы, чтобы убедиться, что оставили дом или рабочее место в таком состоянии, что там ничего не случиться?
49. Преследует ли вас иногда неясная мысль, что с вами или вашими близкими может случиться что-то страшное?
50. Считаете ли вы, что ваше настроение очень изменчиво?
51. Трудно ли вам докладывать (выступать на сцене) перед большим количеством людей?
52. Вы можете ударить обидчика, если он вас оскорбит?
53. У вас очень велика потребность в общении с другими людьми?
54. Вы относитесь к тем, кто при каких-либо разочарованиях впадает в глубокое отчаяние?
55. Вам нравится работа, требующая энергичной организаторской деятельности?
56. Настойчиво ли вы добиваетесь намеченной цели, если на пути к ней приходится преодолевать массу препятствий?
57. Может ли трагический фильм разволновать вас настолько, что на глазах выступят слезы?
58. Часто ли вам бывает трудно уснуть из-за того, что проблемы прожитого дня или будущего все время крутятся в ваших мыслях?
59. В школе вы иногда подсказывали вашим товарищам или давали списывать?
60. Потребуется ли вам большое напряжение воли, чтобы ночью пройти одному через кладбище?
61. Тщательно ли вы следите за тем, чтобы каждая вещь в вашей квартире была точно на одном и том же месте?
62. Бывает ли так, что, будучи перед сном в хорошем настроении, вы на следующий день встаете в подавленном, недовольном состоянии, длящимся несколько часов?
63. Легко ли вы привыкаете к новым ситуациям?
64. Бывают ли у вас головные боли?
65. Вы часто смеетесь?
66. Можете ли вы быть приветливым даже с тем, кого вы явно не цените, не любите, не уважаете?
67. Вы подвижный человек?
68. Вы очень переживаете из-за несправедливости?
69. Вы настолько любите природу, что можете назвать себя ее другом?
70. Уходя из дома или ложась спать, проверяете ли вы, закрыт ли газ, погашен ли свет, заперты ли двери?
71. Вы очень боязливы?
72. Изменяется ли ваше настроение при приеме алкоголя?
73. В вашей молодости вы охотно участвовали в кружках художественной самодеятельности (театр, танцы, т.п.). А может быть, вы участвуете и сейчас?
74. Вы расцениваете будущее несколько пессимистично, без ожидания радости?
75. Часто ли вас тянет куда-нибудь поехать попутешествовать?
76. Может ли ваше настроение измениться так резко, что вы из состояния радости вдруг становитесь очень угрюмым, подавленным?
77. Легко ли вам удается поднять настроение друзей или в компании?
78. Долго ли вы переживаете обиду?
79. Переживаете ли вы длительное время горести других людей?
80. Часто ли, будучи школьником, вы переписывали страницу вашей тетради, если случайно ставили на ней кляксу?
81. Относитесь ли вы к людям скорее с недоверием и осторожностью, чем с доверчивостью?
82. Часто ли вы видите страшные сны?
83. Бывает ли так, что вы остерегаетесь того, что броситесь под колеса проходящего поезда, или, стоя у окна многоэтажного дома, остерегаетесь того, что можете внезапно выпасть из окна?
84. В веселой компании вы обычно веселы?
85. Способны ли вы отвлечься от трудных проблем, требующих решения?
86. Вы становитесь менее сдержанным и чувствуете себя более свободным, если примете алкоголь?
87. В беседе вы не щедры на слова?
88. Если бы вам необходимо было играть на сцене, вы смогли бы так войти в роль, чтобы позабыть о том, что это только игра?
Обработка и интерпретация результатов
Ключ:
Шкала 1. Гипертимный (коэффициент – 3):
ответы «да»: 1, 11, 23, 33, 45, 55, 67, 77;
ответы «нет»: –.
Шкала 2. Возбудимый (коэффициент – 2):
ответы «да»: 2, 15, 24, 34, 37, 56, 68, 78, 81;
ответы «нет»: 12,46,59.
Шкала 3. Эмотивный (коэффициент – 3):
ответы «да»: 3, 13, 35, 47, 57, 69, 79;
ответы «нет»: 25.
Шкала 4. Педантичный (коэффициент – 2):
ответы «да»: 4, 14, 17, 26, 39, 48, 58, 61, 70, 80, 83;
ответы «нет»: 36.
Шкала 5. Тревожный (коэффициент – 3):
ответы «да»: 16, 27, 38, 49, 60, 71, 82;
ответы «нет»: 5.
Шкала 6. Циклотимный (коэффициент – 3):
ответы «да»: 6, 18, 28, 40, 50, 62, 72, 84;
ответы «нет»: –.
Шкала 7. Демонстративный (коэффициент – 2):
ответы «да»: 7, 19, 22, 29, 41, 44, 63, 66, 73, 85, 88;
ответы «нет»: 51.
Шкала 8. Неуравновешенный (коэффициент – 3):
ответы «да»: 8, 20, 30, 42, 52, 64, 74, 86;
ответы «нет»: –.
Шкала 9. Дистимный (коэффициент – 3):
ответы «да»: 9, 21, 43, 75, 87;
ответы «нет»: 31, 53, 65.
Шкала 10. Экзальтированный (коэффициент – 6):
ответы «да»: 10, 32, 54, 76;
ответы «нет»: –.
Результат:
При подсчете баллов по каждой шкале опросника К. Леонгарда для стандартизации результатов полученное значение умножается на соответствующий коэффициент. Акцентуированные личности не являются патологическими. Они характеризуются выделением ярких черт характера.
Анализ результата:
- Гипертимический тип. Высокие оценки говорят о постоянном повышенном фоне настроения в сочетании с жаждой деятельности, высокой активностью, предприимчивостью.
- Возбудимый тип. Таким людям свойственна повышенная импульсивность, ослабление контроля над влечениями и побуждениями.
- Эмотивный тип. Это чувствительные и впечатлительные люди, отличаются глубиной переживаний в области тонких эмоций в духовной жизни человека.
- Педантичный тип. Высокие оценки говорят о ригидности, инертности психических процессов, о долгом переживании травмирующих событий.
- Тревожно-боязливый тип. Основная черта – склонность к страхам, повышенная робость и пугливость, высокий уровень тревожности.
- Циклотимический тип. Людям с высокими оценками по этой шкале соответствует смена гипертимических и дистимических фаз.
- Демонстративный тип. Высокие оценки по этой шкале говорят о повышенной способности к вытеснению, демонстративности поведения.
- Неуравновешенный тип. Основная черта этого типа – неуравновешенность поведения.
- Дистимический тип. Этот тип является противоположным предыдущему, характеризуется сниженным настроением, фиксацией на мрачных сторонах жизни, идеомоторной заторможенностью.
- Аффективно-экзальтированный тип. Лицам этого типа свойственен большой диапазон эмоциональных состояний, они легко приходят в восторг от радостных событий и в полное отчаяние от печальных.
[1] Источник: Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации: описание и руководство к использованию / отв. ред. А.Ф. Кудряшов. – Петрозаводск: Петроком, 1992. – С.82–86.
Предыдущее занятиеСледующее занятие