ЛПЗ 2. Восприятие

Задания для самостоятельной работы

Решите задачи (источник: Сапогова Е.Е. Задачи по общей психологии. М., 2001):

Задача 1.  Выберите правильный ответ из предложенных вариантов.

1. Наше восприятие мира связано с… а) культурой, к которой мы принадлежим; б) практикой; в) опытом; г) все ответы верны; д) все ответы неверны.

2. Гештальтпсихологи утверждают, что элементы складываются в фигуру, если они имеют одинаковое направление. В этом проявляется принцип… а) дополнения; б) сходства; в) непрерывности; г) симметрии; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.

3. Чтобы представление о мире оставалось стабильным, мозг должен… а) постоянно осуществлять коррекции; б) учитывать расстояние, на котором находятся предметы; в) изменять восприятие в зависимости от угла зрения; г) учитывать освещенность; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.

4. Осознанное узнавание зависит от… а) порога восприятия; б) контроля, осуществляемого ретикулярной формацией; в) деятельности высших центров; г) все ответы верны; д) все ответы неверны.

5. Феномен перцептивной защиты… а) связан с понижением порога восприятия; б) вызывается необычностью некоторых стимулов; в) облегчает узнавание некоторых слов; г) обусловлен болезнью; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.

6. Опыты сенсорной изоляции привели к заключению, что без сенсорных стимулов… а) умственные функции быстро деградируют; б) сенсорный опыт растет; в) мир внутренних образов все больше и больше обедняется; г) нарушение интеллекта становится необратимым; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.

7. Одним из важных свойств восприятия является… а) предметность; б) абстрактность; в) конформность; г) иерархичность; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.

8. В восприятии отражаются… а) отдельные свойства вещей и явлений; б) целостные образы предметов и явлений; в) обобщенные понятия о предметах и явлениях; г) отдельные стороны действительности; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.

9. Самой древней формой восприятия является… а) зрительное; б) осязательное; в) слуховое; г) обонятельное; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.

10. При поражении височной коры нарушается… а) восприятие цвета; б) слуховое восприятие; в) восприятие времени; г) обонятельное восприятие; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.

 

Задача 2. Вставьте пропущенные слова в следующие утверждения.

1. Восприятие — это … чувственный … предмета, формирующийся из… под … воздействием на органы чувств этого предмета.

2. В ощущениях отражаются отдельные свойства вещей и явлений, а восприятие дает их … … .

3. Почти все наши восприятия — результат предшествующего … .

4. В гештальтпсихологии группировка элементов, лежащая в основе организации восприятия, осуществляется по принципам … , … , … и … .

5. Процесс восприятия требует … из комплекса воздействующих признаков … признаков с одновременным … (…) от … признаков.

6. При восприятии … предметов процесс идет очень быстро: человеку достаточно объединить …-… воспринимаемых признака, чтобы узнать предмет.

7. Полное восприятие предмета — результат сложной …-… деятельности мозга, выделяющей … , тормозящей … признаки и комбинирующей воспринимаемые детали в единое осмысленное целое.

 

Задача 3. Ответьте на «шуточные» вопросы психологии восприятия.

1. Что лучше для восприятия — кататься на саночках или саночки возить?

2. Верно ли, что лучше один раз увидеть, чем семь раз услышать?

3. Почему в аэропорту, когда вы ждете прибытия определенного самолета, объявление по радио звучит так: «Самолет, прибывающий рейсом (что-то неразборчиво), опаздывает на (опять неразборчиво) минут» — и самые нужные слова расслышать не удается?

4. Воспринимают ли ухо или глаз сами по себе?

5. Почему болевых рецепторов почти в 10 раз больше на пальцах, чем на ладонях?

6. Мог ли Тарзан научиться читать, рассматривая книги в хижине родителей?

7. Почему иногда часы тикают «т́ик-так», а иногда «тик-т́ак»?

8. Почему русские петухи кричат «кукареку», а английские — «кок’э’дудл’ду»?

9. Почему в детстве время субъективно течет медленнее, чем в зрелом возрасте и старости?

10. Почему на детских утренниках часто можно услышать «порою волк, сердитый волк, с лисою пробегал» вместо «рысцою пробегал»; а вместо «мороз снежком укутывал» — «мороз мешком укутывал»?


Вернуться:
Раздел

Лента активности курса

Извините, но на данный момент нам нечего вам показать. Попробуйте использовать другой фильтр или зайти попозже.