Задания для самостоятельной работы
Проведите эмпирическое исследование.Обратите внимание на оформление результатов исследования (http://lms.vspu.ru/topic/interpretatsiya-i-predostavlenie-rezultatov-3/).
ВОСПРИЯТИЕ ФОРМЫ ПРИ ПАССИВНОМ И АКТИВНОМ ОСЯЗАНИИ
Вводные замечания. Термин «осязание» обычно употребляют в двух разных значениях. С одной стороны, для обозначения кожной чувствительности, и тогда рассматривают ее виды — температурную, болевую, тактильную чувствительность, строение кожных рецепторов, пороги их чувствительности и т.п. С другой стороны, под осязанием понимают гаптическую чувствительность, которая включает два компонента: тактильный и кинестический. Гаптическая чувствительность проявляется в процессе ощупывания, и ее органом является рука. В результате активного ощупывания формируется осязательный образ предмета.
Если объект покоится на руке, то имеет место лишь пассивное осязание. И только если испытуемый активно ощупывает предмет (что соответствует реальным условиям восприятия), можно говорить об активном осязании. В процессе активного ощупывания предметов двумя руками (в этом случае говорят о бимануальном осязании) можно экспериментально вычленить различные виды ощупывающих движений: макродвижений руки, а также микро- и макродвижения пальцев. Оба вида движений на разных этапах формирования осязательного образа выполняют как познавательные, так и контролирующие функции.
Настоящее задание преследует две цели: во-первых, проследить и объективно зафиксировать процесс формирования осязательного образа при пассивном и активном осязании тест-объекта одной рукой и, во-вторых, выявить особенности видов движения в процессе бимануального осязания. Для сравнения точности пассивного и активного осязания в данном задании предусмотрено проведение четырех опытов (I-IV). В каждом из них в качестве стимулов предъявляют по три фигуры, отличающиеся друг от друга степенью сложности формы. Кроме этих четырех опытов предусмотрено проведение еще одного — V — опыта, который должен дать сведения о качественных особенностях взаимодействия обеих рук в процессе формирования осязательного образа.
При выполнении задания необходимо строго следовать порядку выполнения работы в разных опытах, поскольку от этого зависит качество получаемых результатов.
Цель эксперимента. 1. Проследить процесс формирования осязательного образа при пассивном и активном осязании тест-объекта одной рукой. 2. Выявить особенности видов движения в процессе бимануального осязания.
Материалы и оборудование.
- Набор плоских геометрических фигур.
- Чистые листы бумаги.
- Повязка на глаза.
Ход эксперимента. Задание состоит из пяти опытов. На стадии пассивного осязания и активного ощупывания фигур глаза испытуемого должны быть закрыты повязкой. На период воспроизведения фигур в виде рисунков повязку с глаз снимают. Однако предварительно из поля зрения испытуемого убирают фигуру, которую он только что ощупывал. В каждом из опытов испытуемому последовательно предъявляют три фигуры разной сложности. Длительность каждого пассивного осязания, а также активного ощупывания не ограничена.
I опыт – пассивное осязание неподвижной фигуры-стимула. Экспериментатор кладет фигуру на неподвижную ладонь испытуемого. При этом экспериментатору запрещается нажимать на фигуру, а испытуемому производить перемещение ее на ладони и ощупывать с помощью другой руки. По сигналу испытуемого экспериментатор снимает с испытуемого наглазную повязку, после чего испытуемый приступает к зарисовке воспринятой фигуры.
II опыт – пассивное осязание при движении фигуры-стимула.
Экспериментатор плавно обводит контуром фигуры по неподвижному указательному пальцу правой руки испытуемого. После одного полного обведения контуром фигуры испытуемый приступает к зарисовке ее формы.
III опыт – редуцированное (искусственное) активное осязание.
Испытуемый сам последовательно (без возвратов) обводит контур фигуры-стимула указательным пальцем правой руки. При этом ему разрешается 3–4-кратное обведение контура каждой фигуры. Экспериментатор во время опыта придерживает фигуру таким образом, чтобы в процессе ее обведения она оставалась неподвижной.
IV опыт – активное осязание. Испытуемый сам ощупывает одной рукой предъявленную фигуру. Время исследования фигуры не ограничено. После ощупывания фигуры испытуемый делает ее зарисовку.
V опыт – бимануальное осязание. Экспериментатор предъявляет испытуемому фигуру, предлагая как можно точнее определить ее форму с помощью осязания – активного ощупывания двумя руками. Испытуемого просят в процессе ощупывания производить самонаблюдение с целью подробного анализа функций движений пальцев каждой из рук, а также функций правой и левой рук. Кроме словесного отчета о характере движений, испытуемый делает зарисовки фигур.
Инструкция испытуемому. «Вам будут предъявлены плоские фигуры. Ваша задача – с закрытыми глазами путем осязания определить форму и размер каждой из них и затем, открыв глаза по знаку экспериментатора, с максимально возможной точностью воспроизвести свое представление о фигуре графически».
В протоколе фиксируются оценки точности воспроизведения фигур испытуемым (в баллах).
ПРОТОКОЛ ЗАНЯТИЯ
Испытуемый: ……………………………………………….. Дата: ………………………………….
Экспериментатор: ……………………………..………… Время опыта: …………………….
Номер фигуры | Опыты | Средний балл по фигуре | ||||
I | II | III | IV | V | ||
1 | ||||||
2 | ||||||
3 | ||||||
Средний балл по опытам |
Словесный отчет испытуемого:………………………………………………………………….
Наблюдения экспериментатора: ……………………………………………………………….
Обработка результатов
I–IV опыты:
1) прежде всего оценивают метрические свойства зарисовок, т. е. определяют длину линий, величину углов, пропорции и общее количество элементов данной фигуры;
2) затем оценивают качество зарисовок по следующей 5-балльной шкале:
5 – рисунок в точности соответствует форме тест-объекта;
4 – в рисунке искажены длины отдельных сторон (они короче или длиннее, чем в оригинале);
3 – искажены не только длины сторон, но и углы;
2 – искажены длины сторон и углы, а также пропущены один или несколько элементов фигуры-оригинала;
1 – сходство между рисунком и фигурой-оригиналом полностью отсутствует;
3) полученные балльные оценки для каждой фигуры в опытах записывают в протокол и рассчитывают средний балл для каждого опыта.
V опыт: обработка его результатов заключается в составлении экспериментатором письменного заключения об особенностях бимануального осязания. При этом предлагается обратить внимание на следующие особенности функции рук и пальцев:
- разную активность правой и левой рук;
- разную функциональную роль пальцев (роль большого пальца как точки от счета, роли указательного, среднего, безымянного и мизинца правой руки);
- симультанную работу пальцев;
- неравномерность движений по контуру (замедления, остановки, возвраты);
- преимущественные функции отдельных типов движений, а именно познавательных и контролирующих.
Выводы. На основании сравнительного анализа количественных показателей всех пяти серий, а также наблюдений экспериментатора и словесного отчета испытуемого необходимо показать:
а) каковы особенности восприятия формы при пассивном осязании;
б) в чем состоит специфика восприятия формы при активном осязании;
в) каковы роль и функции движения пальцев в процессе построения, измерения, контроля и коррекции осязательного образа.
(Источник: Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии / под общ. ред. А.А.Крылова, С.А.Маничева. – СПб: Питер, 2000).
Предыдущее занятиеСледующее занятие