ЛПЗ 5. Тема 4. Психология познавательных процессов: ощущение, восприятие

Задания для самостоятельной работы

  1. Решите задачи (источник: Сапогова Е.Е.Задачи по общей психологии. М., 2001):

Задача 1. Выберите правильный ответ из предложенных вариантов.

  1. Ощущение как психофизиологический процесс начинается с…а) физического процесса; б) физиологического процесса; в) психического процесса; г) все ответы верны; д) все ответы неверны.
  2. К экстерорецептивным ощущениям относят…а) зрительные ощущения; б) ощущения вибрации; в) органические ощущения; г) ощущения боли; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.
  3. Основные свойства ощущений — это…а) константность; б) интенсивность; в) предметность; г) обобщенность; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.
  4. Минимальная величина раздражителя, вызывающая ощущение, называется…а) верхним абсолютным порогом чувствительности; б) разностным порогом; в) нижним порогом; г) интенсивностью ощущения; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.
  5. К изменению чувствительности приводит…а) адаптация; б) синестезия; в) сенсибилизация; г) избирательность; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.
  6. Новый вид чувствительности, обусловленный переносом качеств одной модальности на другую, — это…а) аккомодация; б) конвергенция; в) синестезия; г) сенсибилизация; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.
  7. В структуру каждого ощущения входит…а) обобщение; б) движение; в) анализ; г) все ответы верны; д) все ответы неверны.
  8. Каждый анализатор имеет…а) расположенный на периферии воспринимающий проводниковый аппарат; б) совокупность промежуточных (подкорковых) перерабатывающих центров; в) центральный (корковый) аппарат; г) все ответы верны; д) все ответы неверны.
  9. Каждый анализатор имеет представительство в…а) правом полушарии; б) обоих полушариях; в) левом полушарии; г) все ответы верны; д) все ответы неверны.
  10. В психологии описаны механизмы функционирования органов чувств: а) механизмы сличения; б) механизмы потребностей; в) механизмы новизны; г) все ответы верны; д) все ответы неверны.

 

Задача 2.  Выберите правильный ответ из предложенных вариантов.

 

  1. Наше восприятие мира связано с…а) культурой, к которой мы принадлежим; б) практикой; в) опытом; г) все ответы верны; д) все ответы неверны.
  2. Гештальтпсихологи утверждают, что элементы складываются в фигуру, если они имеют одинаковое направление. В этом проявляется принцип…а) дополнения; б) сходства; в) непрерывности; г) симметрии; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.
  3. Чтобы представление о мире оставалось стабильным, мозг должен…а) постоянно осуществлять коррекции; б) учитывать расстояние, на котором находятся предметы; в) изменять восприятие в зависимости от угла зрения; г) учитывать освещенность; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.
  4. Осознанное узнавание зависит от…а) порога восприятия; б) контроля, осуществляемого ретикулярной формацией; в) деятельности высших центров; г) все ответы верны; д) все ответы неверны.
  5. Феномен перцептивной защиты…а) связан с понижением порога восприятия; б) вызывается необычностью некоторых стимулов; в) облегчает узнавание некоторых слов; г) обусловлен болезнью; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.
  6. Опыты сенсорной изоляции привели к заключению, что без сенсорных стимулов…а) умственные функции быстро деградируют; б) сенсорный опыт растет; в) мир внутренних образов все больше и больше обедняется; г) нарушение интеллекта становится необратимым; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.
  7. Одним из важных свойств восприятия является…а) предметность; б) абстрактность; в) конформность; г) иерархичность; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.
  8. В восприятии отражаются…а) отдельные свойства вещей и явлений; б) целостные образы предметов и явлений; в) обобщенные понятия о предметах и явлениях; г) отдельные стороны действительности; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.
  9. Самой древней формой восприятия является…а) зрительное; б) осязательное; в) слуховое; г) обонятельное; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.
  10. При поражении височной коры нарушается…а) восприятие цвета; б) слуховое восприятие; в) восприятие времени; г) обонятельное восприятие; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.

 

2. Проведите эмпирическое исследование.Обратите внимание на оформление результатов исследования (http://lms.vspu.ru/lessons/spravochnyie-materialyi-6/).

 

ВОСПРИЯТИЕ ФОРМЫ ПРИ ПАССИВНОМ И АКТИВНОМ ОСЯЗАНИИ

Вводные замечания. Термин «осязание» обычно употребляют в двух разных значениях. С одной стороны, для обозначения кожной чувствительности, и тогда рассматривают ее виды — температурную, болевую, тактильную чувствительность, строение кожных рецепторов, пороги их чувствительности и т.п. С другой стороны, под осязанием понимают гаптическую чувствительность, которая включает два компонента: тактильный и кинестический. Гаптическая чувствительность проявляется в процессе ощупывания, и ее органом является рука. В результате активного ощупывания формируется осязательный образ предмета.

Если объект покоится на руке, то имеет место лишь пассивное осязание. И только если испытуемый активно ощупывает предмет (что соответствует реальным условиям восприятия), можно говорить об активном осязании. В процессе активного ощупывания предметов двумя руками (в этом случае говорят о бимануальном осязании) можно экспериментально вычленить различные виды ощупывающих движений: макродвижений руки, а также микро- и макродвижения пальцев. Оба вида движений на разных этапах формирования осязательного образа выполняют как познавательные, так и контролирующие функции.

Настоящее задание преследует две цели: во-первых, проследить и объективно зафиксировать процесс формирования осязательного образа при пассивном и активном осязании тест-объекта одной рукой и, во-вторых, выявить особенности видов движения в процессе бимануального осязания. Для сравнения точности пассивного и активного осязания в данном задании предусмотрено проведение четырех опытов (I-IV). В каждом из них в качестве стимулов предъявляют по три фигуры, отличающиеся друг от друга степенью сложности формы. Кроме этих четырех опытов предусмотрено проведение еще одного — V — опыта, который должен дать сведения о качественных особенностях взаимодействия обеих рук в процессе формирования осязательного образа.

При выполнении задания необходимо строго следовать порядку выполнения работы в разных опытах, поскольку от этого зависит качество получаемых результатов.

Цель эксперимента. 1. Проследить процесс формирования осязательного образа при пассивном и активном осязании тест-объекта одной рукой. 2. Выявить особенности видов движения в процессе бимануального осязания.

Материалы и оборудование.

  1. Набор плоских геометрических фигур.
  2. Чистые листы бумаги.
  3. Повязка на глаза.

Ход эксперимента. Задание состоит из пяти опытов. На стадии пассивного осязания и активного ощупывания фигур глаза испытуемого должны быть закрыты повязкой. На период воспроизведения фигур в виде рисунков повязку с глаз снимают. Однако предварительно из поля зрения испытуемого убирают фигуру, которую он только что ощупывал. В каждом из опытов испытуемому последовательно предъявляют три фигуры разной сложности. Длительность каждого пассивного осязания, а также активного ощупывания не ограничена.

I опыт – пассивное осязание неподвижной фигуры-стимула. Экспериментатор кладет фигуру на неподвижную ладонь испытуемого. При этом экспериментатору запрещается нажимать на фигуру, а испытуемому производить перемещение ее на ладони и ощупывать с помощью другой руки. По сигналу испытуемого экспериментатор снимает с испытуемого наглазную повязку, после чего испытуемый приступает к зарисовке воспринятой фигуры.

II опыт – пассивное осязание при движении фигуры-стимула.

Экспериментатор плавно обводит контуром фигуры по неподвижному указательному пальцу правой руки испытуемого. После одного полного обведения контуром фигуры испытуемый приступает к зарисовке ее формы.

III опыт – редуцированное (искусственное) активное осязание.

Испытуемый сам последовательно (без возвратов) обводит контур фигуры-стимула указательным пальцем правой руки. При этом ему разрешается 3–4-кратное обведение контура каждой фигуры. Экспериментатор во время опыта придерживает фигуру таким образом, чтобы в процессе ее обведения она оставалась неподвижной.

IV опыт – активное осязание. Испытуемый сам ощупывает одной рукой предъявленную фигуру. Время исследования фигуры не ограничено. После ощупывания фигуры испытуемый делает ее зарисовку.

V опыт – бимануальное осязание. Экспериментатор предъявляет испытуемому фигуру, предлагая как можно точнее определить ее форму с помощью осязания – активного ощупывания двумя руками. Испытуемого просят в процессе ощупывания производить самонаблюдение с целью подробного анализа функций движений пальцев каждой из рук, а также функций правой и левой рук. Кроме словесного отчета о характере движений, испытуемый делает зарисовки фигур.

Инструкция испытуемому. «Вам будут предъявлены плоские фигуры. Ваша задача – с закрытыми глазами путем осязания определить форму и размер каждой из них и затем, открыв глаза по знаку экспериментатора, с максимально возможной точностью воспроизвести свое представление о фигуре графически».

В протоколе фиксируются оценки точности воспроизведения фигур испытуемым (в баллах).

ПРОТОКОЛ ЗАНЯТИЯ

Испытуемый: ……………………………………………….. Дата: ………………………………….

Экспериментатор: ……………………………..………… Время опыта: …………………….

Номер фигуры Опыты Средний балл по фигуре
I II III IV V
1
2
3
Средний балл по опытам

Словесный отчет испытуемого:………………………………………………………………….

Наблюдения экспериментатора: ……………………………………………………………….

 

Обработка результатов

I–IV опыты:

1) прежде всего оценивают метрические свойства зарисовок, т. е. определяют длину линий, величину углов, пропорции и общее количество элементов данной фигуры;

2) затем оценивают качество зарисовок по следующей 5-балльной шкале:

5 – рисунок в точности соответствует форме тест-объекта;

4 – в рисунке искажены длины отдельных сторон (они короче или длиннее, чем в оригинале);

3 – искажены не только длины сторон, но и углы;

2 – искажены длины сторон и углы, а также пропущены один или несколько элементов фигуры-оригинала;

1 – сходство между рисунком и фигурой-оригиналом полностью отсутствует;

3) полученные балльные оценки для каждой фигуры в опытах записывают в протокол и рассчитывают средний балл для каждого опыта.

V опыт: обработка его результатов заключается в составлении экспериментатором письменного заключения об особенностях бимануального осязания. При этом предлагается обратить внимание на следующие особенности функции рук и пальцев:

  • разную активность правой и левой рук;
  • разную функциональную роль пальцев (роль большого пальца как точки от счета, роли указательного, среднего, безымянного и мизинца правой руки);
  • симультанную работу пальцев;
  • неравномерность движений по контуру (замедления, остановки, возвраты);
  • преимущественные функции отдельных типов движений, а именно познавательных и контролирующих.

Выводы. На основании сравнительного анализа количественных показателей всех пяти серий, а также наблюдений экспериментатора и словесного отчета испытуемого необходимо показать:

а) каковы особенности восприятия формы при пассивном осязании;

б) в чем состоит специфика восприятия формы при активном осязании;

в) каковы роль и функции движения пальцев в процессе построения, измерения, контроля и коррекции осязательного образа.

(Источник: Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии / под общ. ред. А.А.Крылова, С.А.Маничева. – СПб: Питер, 2000).


Вернуться:

Лента активности курса

Извините, но на данный момент нам нечего вам показать. Попробуйте использовать другой фильтр или зайти попозже.