Жизненный и научный путь Д.Н. Медриша

Ваши успехи:


Давид Наумович Медриш
(22 января 1926 — 8 января 2011) — советский и российский литературовед и фольклорист, пушкинист, автор более 200 научных и учебно-методических работ.

Биографическая справка

Д. Н. Медриш родился в Винницкой области Украинской ССР. Трудовую деятельность начал в эвакуации в Узбекистане 15-летним подростком: с 1941 по 1945 работал колхозником на табачных плантациях, слесарем, токарем по металлу, служил в Советской армии, где был командиром отделения и комсоргом батальона.

В 1951 г. с отличием окончил филологический факультет Черновицкого государственного университета. Работал учителем языка и литературы, завучем школы в Черновцах.

В 1961 г. поступил в аспирантуру при кафедре советской литературы МГПИ им. В. И. Ленина. В 1963 г. избран по конкурсу старшим преподавателем кафедры литературы Волгоградского государственного педагогического института. Диссертацию на соискание ученой степени кандидата филологических наук по теме «Б. Горбатов — прозаик. Вопросы стиля» защитил в 1963 г. В ученом звании доцента утвержден в 1967 г.

С 1972 по 1979 г. работал заместителем декана историко-филологического факультета, заведующим кафедрой литературы. В 1980 г. избран заведующим кафедрой русской и зарубежной литературы, которой руководил до 1988 г. В 1983 защитил диссертацию на соискание ученой степени доктора филологических наук по теме «Литература и фольклорная традиция. (Проблемы поэтики)». В 1987 стал профессором кафедры литературы ВГПИ.

C 2007 года жил на Украине. Д. Н. Медриш умер 8 января 2011 года.

Область научно-исследовательских интересов Д. Н. Медриша включает, но не ограничивается темами: литература и фольклорная традиция; типология метода, жанра и стиля в литературе и фольклоре.

На базе ВГПУ под руководством ученого была сформирована научная школа исследования проблем взаимодействия фольклора и литературы. Сегодня на кафедре литературы и методики ее преподавания работает научная лаборатория «Восток-Запад: пространство русской литературы и фольклора», созданная учениками и последователями Медриша и развивающая его научные идеи. Проведено семь международных конференций, издано семь сборников материалов по их итогам. Последняя конференция была посвящена 90-летию со дня рождения ученого.

За большой вклад в науку, активную научно-педагогическую деятельность, высокие результаты в работе по подготовке специалистов для системы образования, активное участие в учебно-воспитательной работе Д. Н. Медриш был удостоен звания «Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации», награждён медалью «Ветеран труда», Почетной грамотой Министерства просвещения РСФСР и республиканского комитета профсоюзов работников просвещения, знаком ВГПУ «За заслуги» 3-й степени.

Научная деятельность

О чем бы ни писал ученый, его всегда интересовали теоретические проблемы литературоведения, фольклористики и – в конечном счете – закономерности взаимодействия между литературой и фольклором. Первой заявкой в этом направлении можно считать статью «Сквозь мильоны глаз…», опубликованную в ноябрьском номере журнала «Вопросы литературы» за 1961 год. Последовательно обращаясь сквозь призму проблемы фольклоризма литературы  к творчеству Чехова, Гоголя, Пушкина, исследователь накапливал материал для широких теоретических обобщений. На этом пути Д.Н. Медришу удалось сделать несколько важнейших литературоведческих открытий. Так, установив взаимосвязь между структурой чеховского рассказа и русской народной лирической песни, он находит в корпусе текстов Чехова незавершенный роман, который безуспешно искало не одно поколение чеховедов. Статья ученого «Страницы ненаписанного романа», опубликованная во втором номере журнала «Русская литература» за 1965 год, легла в основу комментариев к седьмому тому академического собрания сочинений Чехова, в подготовке которого участвовал Д.Н. Медриш.

Сборник «Ритм, пространство и время в литературе и искусстве», изданный в 1974 году по итогам симпозиума, в котором была опубликована статья Д.Н. Медриша «Структура художественного времени в фольклоре и литературе», и сегодня является основополагающим трудом для исследователей, занимающихся проблемами пространства и времени в литературе и фольклоре.

Встреча с выдающимся фольклористом Владимиром Яковлевичем Проппом во многом определила новую область научной деятельности  Д.Н. Медриша. В работах о сказке ему удалось запатентовать целый ряд открытий. Так, в статье «Слово и событие в русской волшебной сказке» (1974) ученый, анализируя основные правила сказочного повествования, доказал, что соотношение слова и события в сказке подчиняется закону «сказано – сделано». Ключевая роль «закона Медриша», как стали позднее именовать его не только фольклористы, заключается в том, что он принадлежит к числу фольклорных универсалий и «находится в органическом единстве с другими элементами сказочной структуры».

Творчество Пушкина всегда оставалось в центре внимания его исследований. Обосновав в первой книге «Фольклоризм Пушкина. Вопросы поэтики» (1987) наиболее актуальные проблемы изучения фольклоризма Пушкина, ученый дал их развернутый анализ в двух последовавших за ней монографиях. В книге «Путешествие в Лукоморье. Сказки Пушкина и народная культура» (1992, фактически издана в 1994) – единственном литературоведческом издании, вошедшем в список лучших российских книг 1994 года, – сказки Пушкина были рассмотрены Д.Н. Медришем в контексте русской и мировой культуры: от мифа до современного поэту городского фольклора. Это позволило ему обнаружить такие взаимосвязи между различными пушкинскими произведениями, которые никогда не попадали в поле зрения пушкинистов. В третьей книге о фольклоризме Пушкина «В сотворчестве с народом: Народная традиция в творчестве Пушкина» (2003) учёный исследует роль традиций народной культуры в лирике и прозе А. С. Пушкина.

Презентация о Д.Н. Медрише.

 

ТестыСтатус

Вернуться:

Извините, но на данный момент нам нечего вам показать. Попробуйте использовать другой фильтр или зайти попозже.