Новейшая история зарубежных стран ( ИБ-41)

Целью дисциплины «История новейшего времени» является формирование

Целью дисциплины «История новейшего времени» является формирование систематизированных знаний по новейшей истории стран Запада и Востока с 1918 г. по н.в., умений и навыков по практическому их применению.

Определяя хронологические рамки курса, автор исходит из традиционной периодизации, начиная от завершения Первой мировой войны и до современности. Это не исключает дискуссионность вопроса периодизации новейшей истории, что и рассматривается во вводной лекции. В центре внимания всего курса находится анализ социально-экономического, государственно-политического и внешнеполитического развития ведущих зарубежных стран на двух больших этапах, водоразделом между которыми является Вторая мировая война. Учитывая то обстоятельство, что мир до 1945 г. , основное внимание  уделяется рассмотрению истории новейшего времени стран Европы и Америки, тем событиям и процессам, которые определили «лицо ХХ века».

Изучение «Истории новейшего времени» предлагается по четырем блокам. Каждый  из них включает лекцию; практическое занятие по конкретной теме; подборку источников и литературы по изучаемому материалу (документ, монографию, статью, ссылку в Интернете на то или иное издание), а также вопросы для самоконтроля.

Представленные лекции – с учетом содержания блока и разработанности тематики в исторической литературе – построены, главным образом, по проблемно-хронологическому принципу, с использованием сравнительного анализа (особенность первой лекции указана выше). Структурированность и системность изложения позволяет сформировать фундамент исторического знания по истории новейшего времени зарубежных стран. Приветствуется дополнение предложенного автором алгоритма изложения иными аргументированными подходами, а также использование других источников и литературы наряду с указанными автором данного курса.

Практические занятия направлены на углубление научно-теоретических знаний и овладение методами работы, в процессе которых вырабатываются умения и навыки выполнения учебных действий в рамках содержания курса. Каждое семинарское занятие содержит методические указания по подготовке вопросов темы. Главное внимание уделяется анализу исторических документов: фактической стороне, с точки зрения конкретно-исторической ситуации того времени и современности.

Евдокимова Татьяна Васильевна, доктор исторических наук, профессор кафедры всеобщей истории и методики преподавания истории и обществоведения, Волгоградский государственный социально-педагогический университет.

 

Элементы курса

Разделы курса Статус
1

Причины прихода фашистов к власти сем.

2

ФРГ в период канцлерства Гельмута Коля (семинар 2)

3

Семинар. «Новый курс» Франклина Делано Рузвельта

4

Страны Запада и Востока во второй половине ХХ – начале ХХI вв. (лекция 1)

5

Причины прихода нацистов к власти в Германии

6

Страны Запада и Востока во второй половине ХХ – начале ХХI вв. (лекция 2)

7

Нацистская диктатура

8

Китай во второй половине ХХ в.- начале ХХI в. (занятие 1)

9

Вторая мировая война (лекция)

10

Международные отношения во второй половине ХХ – начале XXI вв. (лекция 2))

11

Тегеранская конференция

12

Китай во второй половине ХХ в.- начале ХХI в. (семинар 2)

13

Ялтинская конференция

14

Экзамен

15

Потсдамская (Берлинская) конференция

16

Создание Версальско-Вашингтонской системы международных отношений

17

Китай 1918-1949 гг. лекция

18

Становление Веймарской республики

19

"Большая тройка": политические портреты

20

Индия в 1918-1947 гг.

21

Япония 1918-1945 гг. лекция

22

Международные отношения во второй половине ХХ - начале ХХI вв. (часть 1)

23

Политический портрет А.Гитлера

24

Периодизация Второй мировой войны

25

ФРГ в период канцлерства Гельмута Коля (семинар 1)