Цель. Познакомиться с объектом, предметом и задачами социальной психологии, основными методами социально-психологического исследования.
Основные понятия темы объект, предмет, задачи социальной психологии, социально-психологическое исследование.
наблюдение (включенное и невключенное, открытое и скрытое; сплошное и выборочное, свободное и стандартизированное); объект, предмет, ситуация, способ наблюдения; фиксация, обработка и интерпретация данных наблюдения;
опрос-интервью (очный и заочный; стандартизованный, нестандартизованный и полустандартизованный); содержание выявляемой информации; косвенные приемы получения информации; процесс и фазы интервью;
контент-анализ: сферы и цели применения; разновидности предметов анализа; особенности процесса и техники контент-аналитического исследования.
Вопросы для обсуждения на занятии
- Объект, предмет и задачи социальной психологии.
- История развития социально-психологических идей. Этапы становления социальной психологии.
- Специфика методов в социальной психологии. Сферы применения методов наблюдения, опроса (интервью) и контент-анализа в социально-психологическом исследовании. Преимущества и недостатки данных методов.
- Особенности процедуры и основные требования к проведению исследования. Влияние личности исследователя на характер получаемых данных.
- Обсуждение сферы использования полученных знаний и приобретенных умений в профессиональной деятельности педагога-психолога.
Задания для подготовки к семинару
- Используя предложенную и другую литературу, подготовиться к обсуждению на занятии.
- Составить словарь понятий (разместить на курсе).
Литература основная
- Андреева Г.М. Социальная психология: учебник для высших учебных заведений — 5-е изд. — Москва: Аспект Пресс, 2018. — 360 c. — Текст: электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS: [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/80711.html (дата обращения: 16.03.2020). — Режим доступа: для авторизир. пользователей.
- Социальная психология: учебное пособие / А.Л. Журавлев, В.П. Позняков, Е.Н. Резников [и др.]; под редакцией А.Л. Журавлева. — 2-е изд. — Москва, Саратов: ПЕР СЭ, Ай Пи Эр Медиа, 2019. — 351 c. — Текст: электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/88227.html (дата обращения: 16.03.2020). — Режим доступа: для авторизир. пользователей.
- Свенцицкий А.Л. Социальная психология: Учебник. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. — 336 с.
Литература дополнительная
- Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании. — М.: ВЛАДОС,1995.