Семинар 2. Тема 2. Общение и взаимодействие

Ваши успехи:

Основные понятия темы. Межличностное общение, компоненты общения (коммуникативный, перцептивный, интерактивный), виды, функции, уровни, средства, барьеры общения.

Коммуникация – активное слушание, диалогическое и монологическое говорение; коммуникативная компетентность.

Социальная перцепция – эмпатия, децентрация; стереотипизация, установка, аттракция, каузальная атрибуция; эффекты “ореола”, “первичности”, “новизны”.

Интеракция – кооперативное, конкурентное, конфликтное взаимодействие.

 

Вопросы для обсуждения на занятии

  1. Характеристика межличностного общения. Место и роль общения в жизни людей. Характеристика компонентов общения.
  2. Виды, функции, уровни, средства общения.
  3. Коммуникативный компонент общения. Составляющие коммуникативной компетентности и пути ее повышения.
  4. Перцептивный компонент общения. Эффекты социальной перцепции.
  5. Интерактивный компонент общения. Взаимодействие как организация совместной деятельности.
  6. Обсуждение сферы использования полученных знаний и приобретенных умений в профессиональной деятельности педагога-психолога.

 

Задания для подготовки к семинару

  1. Используя предложенную и другую литературу, подготовиться к обсуждению на занятии.
  2. Составить словарь понятий (разместить на курсе).

 

Литература основная

  1. Андреева Г.М. Социальная психология: учебник для высших учебных заведений — 5-е изд. — Москва: Аспект Пресс, 2018. — 360 c. — Текст: электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS: [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/80711.html (дата обращения: 16.03.2020). — Режим доступа: для авторизир. пользователей.
  2. Социальная психология: учебное пособие / А.Л. Журавлев, В.П. Позняков, Е.Н. Резников [и др.]; под редакцией А.Л. Журавлева. — 2-е изд. — Москва, Саратов: ПЕР СЭ, Ай Пи Эр Медиа, 2019. — 351 c. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS: [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/88227.html (дата обращения: 16.03.2020). — Режим доступа: для авторизир. пользователей.
  3. Петровская Л.А. Компетентность в общении. Социально-психологический тренинг. – М.: МГУ, 1989.
  4. Соловьева О.В. Обратная связь в межличностном общении. – М.: МГУ,1992.

 

Литература дополнительная

  1. Андрущенко Т.Ю., Кисляков В.П. Психология профессионального общения: Методическое пособие. – Волгоград: ВГПИ, 1990.
  2. Атватер И.Я Вас слушаю: Советы руководителю, как правильно слушать собеседника. — М.: Экономика, 1988.-110 с. (ксерокопия есть в 3-18)
  3. Битянова М.Р. Социальная психология. – М.: Межд. педаг. академия, 1994.-Гл.1.
  4. Бодалев А.А. Личность и общение: Избранные труды. – М.: Педагогика, 1983.
  5. Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. – М.: Просвещение, 1987.
  6. Добрович А.Б. Общение: наука и искусство. — М.: Знание, 1978.-Гл.15 “Как мы “играем самих себя” (о социальной роли).
  7. Каган М.С. Мир общения: Проблема межсубъектных отношений. – М.: Политиздат, 1988.
  8. Коллектив. Личность. Общение: Словарь социально-психологических понятий / Под ред. Е.С. Кузьмина, В.Е. Семенова. -Л.: Лениздат, 1987.-144 с.
  9. Ломов Б.Ф. Общение как проблема общей психологии // Проблемы общения в психологии. – М.: Наука,1981.
  10. Межличностное восприятие в группе / Под ред. Г.М. Андреевой и А.И. Донцова. – М.: МГУ, 1981.-295 с.
  11. Мелибруда Е. Я–Ты–Мы: Психологические возможности улучшения общения. – М.: Прогресс,1986.
  12. Методы исследования межличностного восприятия: Спецпрактикум по социальной психологии / Под ред. Г.М. Андреевой, В.С. Агеева. – М.: МГУ,1984.
  13. Мудрик А.В. Общение как фактор воспитания школьников. – М.: Педагогика,1984.–112 с.
  14. Мясищев В.Н. Социальная психология и психология отношений./ Психология отношений. – М.: Институт практич. психологии; Воронеж: МОДЭК, 1995.
  15. Петровский А.В., Шпалинский В.В. Психология межличностного выбора/ Социальная психология коллектива. – М.: Просвещение, 1978.
  16. Робер М.-А., Тильман Ф. Психология индивида и группы. – М.: Прогресс, 1988. – 256 с.
  17. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие. – М.: ВЛАДОС, 1995.
  18. Фридман Л.М., Пушкина Т.А., Каплунович И.Я. Изучение личности учащегося и ученических коллективов. – М.: Просвещение, 1988.
  19. Хрестоматия по социальной психологии. – М.: Межд. пед. академия, 1994.
  20. Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании. — М.: ВЛАДОС,1995.

Вернуться:

Лента активности курса

Извините, но на данный момент нам нечего вам показать. Попробуйте использовать другой фильтр или зайти попозже.