Основные понятия темы. Малая группа: первичная, вторичная; формальная, неформальная; референтная, нереферентная; лабораторная, естественная; открытая, закрытая; условная, реальная; временная, стационарная; высоко развитая, низко развитая.
Структура малой группы. Групповые нормы, роли позиции, статус. Групповая сплоченность, коллективистическое самоопредпление, действенная групповая эмоциональная идентификация, ценностно-ориентационное единство
Руководство и лидерство в малой группе. Структура коммуникаций в малой группе. Функции лидера и руководителя. Типы лидеров, стили руководства.
Групповая динамика. Внушаемость, конформизм и конформность, групповое давление. Способы воздействий в больших и малых группах. Межгрупповые отношения. Групповое решение, групповая дискуссия, эффективность групповой деятельности. Психологический климат группы:
Вопросы для обсуждения на занятии
- Понятие малой группы и ее характеристика. Границы малой группы. Виды малых групп. Основные направления изучения малых групп.
- Возникновение и развитие малых групп, этапы становления/развития групп (различные теоретические подходы). Межгрупповые отношения.
- Структура малой группы. Групповые нормы, роли, позиции, статус.
- Феномены руководства и лидерства в малой группе в понимании отечественных и зарубежных исследователей. Сравнительная характеристика феноменов руководства и лидерства в малой группе. Функции лидера и руководителя. Типы лидеров, стили руководства.
- Структура и социально-психологический климат малой группы. Процесс принятия группового решения, правила организации групповой дискуссии, эффективность групповой деятельности.
- Обсуждение сферы использования полученных знаний и приобретенных умений в профессиональной деятельности педагога-психолога.
Задания для подготовки к семинару
- Используя предложенную и другую литературу подготовиться к обсуждению на занятии.
- Составить словарь понятий (разместить на курсе).
Литература основная
- Андреева Г.М. Социальная психология: учебник для высших учебных заведений — 5-е изд. — Москва: Аспект Пресс, 2018. — 360 c. — Текст: электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS: [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/80711.html (дата обращения: 16.03.2020). — Режим доступа: для авторизир. пользователей.
- Социальная психология: учебное пособие / А.Л. Журавлев, В.П. Позняков, Е.Н. Резников [и др.]; под редакцией А.Л. Журавлева. — 2-е изд. — Москва, Саратов: ПЕР СЭ, Ай Пи Эр Медиа, 2019. — 351 c. — Текст: электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS: [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/88227.html (дата обращения: 16.03.2020). — Режим доступа: для авторизир. пользователей.
Литература дополнительная
- Андрущенко Т.Ю., Кисляков В.П. Психология профессионального общения: Методическое пособие. – Волгоград: ВГПИ, 1990.
- Аникеева Н.П. Психологический климат в коллективе. – М: Просвещение, 1989.-224 с.
- Аникеева Н.П. Учителю о психологическом климате в коллективе. – М.: Просвещение, 1983. – С. 37-38. (типы лидеров).
- Битянова М.Р. Социальная психология. – М.: Межд. педаг. академия,1994.-Р.2 “Социальная психология группы”. — С. 56-103.
- Бодалев А.А. Личность и общение: Избранные труды. – М.: Педагогика, 1983.
- Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. – М.: Просвещение, 1987.
- Добрович А. Б. Общение: наука и искусство. — М.: Знание, 1978.-Гл.15 “Как мы “играем самих себя” (о социальной роли). С. 62-64.
- Донцов А.И. Психология коллектива. – М.: Изд-во МГУ, 1984.-203 с.
- Коллектив. Личность. Общение: Словарь социально-психологических понятий / Под ред. Е.С. Кузьмина, В.Е. Семенова. -Л.: Лениздат, 1987.-144 с.
- Кричевский Р.Л. Если Вы – руководитель… Элементы психологии менеджмента в повседневной работе. – М.: «Дело», (Академия народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации) 1993.
- Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Психология малой группы. – М.: МГУ, 1991.-207 с.
- Майерс Д. Социальная психология. – СПб.: Питер, 2000.
- Межличностное восприятие в группе / Под ред. Г.М. Андреевой и А.И. Донцова. – М.: МГУ, 1981.-295 с.
- Основы социально-психологической теории / Под ред. А.А. Бодалева и А.К. Сухова. – М.: Межд.пед.академия., 1995.- С. 147-287.
- Парыгин Б.Д. Основы социально-психологической теории. — М.: Мысль, 1971.- Гл. VIII. “Способы организации групповой деятельности и общения”.
- Петровский А.В., Шпалинский В.В. Психология межличностного выбора/ Социальная психология коллектива. – М.: Просвещение, 1978.
- Робер М.-А., Тильман Ф. Психология индивида и группы. – М.: Прогресс, 1988. – 256 с.
- Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие. – М.: ВЛАДОС, 1995.
- Фридман Л.М., Пушкина Т.А., Каплунович И.Я. Изучение личности учащегося и ученических коллективов. – М.: Просвещение, 1988.
- Хрестоматия по социальной психологии. – М.: Межд. пед. академия, 1994.
- Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании. — М.: ВЛАДОС,1995.
Предыдущее занятиеСледующее занятие