Основные понятия темы. Социализация – направления социализации; факторы, феномены, механизмы, этапы, институты социализации; нарушения социализации. Социальная установка и ее составляющие: направленность, ценностные ориентации, отношение. Социально-психологическая адаптация.
Вопросы для обсуждения на занятии
- Понятие социализации личности. Различия в трактовании содержания понятия «социализация».
- Критерии выделения этапов социализации в различных теоретических подходах.
- Направления социализации, факторы, феномены, механизмы, институты социализации
- Качества личности, определяющие социально-психологическую компетентность профессионала.
- Нарушения социализации. Активные методы социально-психологической работы в усилении успешности социализации личности.
- Обсуждение сферы использования полученных знаний и приобретенных умений в профессиональной деятельности педагога-психолога
Задания для подготовки к семинару
- Используя предложенную и другую литературу, подготовиться к обсуждению на занятии.
- Составить словарь понятий (разместить на курсе).
Литература основная
- Андреева Г.М. Социальная психология: учебник для высших учебных заведений — 5-е изд. — Москва: Аспект Пресс, 2018. — 360 c. — Текст: электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS: [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/80711.html (дата обращения: 16.03.2020). — Режим доступа: для авторизир. пользователей.
- Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание.- М.: Прогресс, 1986. Гл.1-4. С. 30-224.
- Божович Л. И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии. 1978 №4. С. 23-25.
- Социальная психология: учебное пособие / А.Л. Журавлев, В.П. Позняков, Е.Н. Резников [и др.]; под редакцией А.Л. Журавлева. — 2-е изд. — Москва, Саратов: ПЕР СЭ, Ай Пи Эр Медиа, 2019. — 351 c. — Текст: электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS: [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/88227.html (дата обращения: 16.03.2020). — Режим доступа: для авторизир. пользователей.
Литература дополнительная
- Битянова М.Р. Социальная психология. – М.: Межд. педаг. академия,1994.-Р.2 “Социальная психология группы”. — С. 56-103.
- Бодалев А.А. Личность и общение: Избранные труды. – М.: Педагогика, 1983.
- Кон И. С. Открытие “Я”.-М.:Политиздат, 1978.-Гл.3 “Образ Я” и становление личности». — с. 256-366.
- Кон И. С. В поисках себя. – М.:Политиздат, 1984.-Ч.2 «Стань тем, что ты есть».-С. 157-333.
- Майерс Д. Социальная психология. – СПб.: Питер, 2000.
- Межличностное восприятие в группе / Под ред. Г.М. Андреевой и А.И. Донцова. – М.: МГУ, 1981.-295 с.
- Основы социально-психологической теории / Под ред. А.А. Бодалева и А.К. Сухова. – М.: Межд.пед.академия., 1995.- С. 147-287.
- Парыгин Б.Д. Основы социально-психологической теории. — М.: Мысль, 1971.- Гл. VIII. “Способы организации групповой деятельности и общения”.
- Петровский А.В., Шпалинский В.В. Психология межличностного выбора/ Социальная психология коллектива. – М.: Просвещение, 1978.
- Робер М.-А., Тильман Ф. Психология индивида и группы. – М.: Прогресс, 1988. – 256 с.
- Социальная психология личности в вопросах и ответах: Учеб. пособие / Под ред. проф. В.А.Лабунской. – М.: Гардарики, 2001. – 397 с.
- Социальные отклонения / Под ред. Л.А. Плехановой. — М.: Юридическая литература, 1989.-Ч.2 «Виды социальных отклонений». – С. 236-312.
- Фридман Л.М., Пушкина Т.А., Каплунович И.Я. Изучение личности учащегося и ученических коллективов. – М.: Просвещение, 1988.
- Хрестоматия по социальной психологии. – М.: Межд. пед. академия, 1994.
- Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании. — М.: ВЛАДОС,1995.
- Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис.-М.: Прогресс, 1996.-Гл.3 «Жизненный цикл: эпигенез идентичности». — с. 100-152.
Предыдущее занятиеСледующее занятие