Понятие отражения и психики. Отражение (взаимодействие) в живой и неживой природе. Психика — свойство живой материи. Эволюция как условие существования жизни. Различие между растениями и животными.
Возникновение и развитие психики в филогенезе. Принципиальная необходимость активных движений животных клеток как первопричина возникновения нервной ткани. Понятие отражения. Формы и уровни отражения. Активный характер отражения в живой природе. Зарождение нервной системы, специализация тканей многоклеточных животных организмов. Органы движения и эволюции нервной системы.
Гипотеза А.Н.Леонтьева о стадиях и уровнях развития психического отражения у животных, ее уточнение и дальнейшая разработка К.Э.Фабри. Раздражимость и чувствительность, особенности психического отражения. Эволюция нервной системы и психики позвоночных животных, переход от стадии элементарной сенсорной психики к стадии перцептивной психики. Функциональное дозревание мозга и инстинктивное поведение. Явление импринтинга. Активное накопление информации о свойствах окружающей среды, ориентировочно-исследовательская деятельность антропоидов. Элементарная рассудочная деятельность животных. Видовой опыт.
Предпосылки и условия возникновения человека как биологического существа.
Возникновение и развитие сознания. Качественные отличия психики человека от психики животных. Необходимость возникновения сознания в антропогенезе. Проблема врожденного и приобретенного в психике человека. Становление сознание человека в процессе совместной деятельности, разделение труда и активации общения. Социальность, орудийная опосредованность и продуктивность – особенности трудовой деятельности человека. Специфика «орудий» труда человека и их качественное отличие от «средств» животных. Знаковые системы («психологические орудия») и орудия труда. Происхождение и развитие языка в трудовой деятельности. Характеристика языка: функции, отличия от «языка» животных.
Опосредствованный характер высших психических функций, интериоризация как процесс их формирования. Высшие психические функции: структура, генезис, закон формирования, свойства, метод исследования.
Параллельная биологическая и социокультурная эволюция человека.
Предыдущее занятиеСледующее занятие