Новейшая история зарубежных стран (9 семестр, ЗФО)

Целью дисциплины «Новейшая история зарубежных стран» является формирование

Целью дисциплины «Новейшая история зарубежных стран» является формирование систематизированных знаний по новейшей истории стран Запада и Востока с 1918 г. по н.в., умений и навыков по практическому их применению.

Определяя хронологические рамки курса, автор исходит из традиционной периодизации, начиная от завершения Первой мировой войны и до современности. Это не исключает дискуссионность вопроса периодизации новейшей истории, что и рассматривается во вводной лекции. В центре внимания всего курса находится анализ социально-экономического, государственно-политического и внешнеполитического развития ведущих зарубежных стран на двух больших этапах, водоразделом между которыми является Вторая мировая война. Учитывая то обстоятельство, что мир до 1945 г. , основное внимание  уделяется рассмотрению истории новейшего времени стран Европы и Америки, тем событиям и процессам, которые определили «лицо ХХ века».

Изучение «Истории новейшего времени» предлагается по четырем блокам. Каждый  из них включает лекцию; практическое занятие по конкретной теме; подборку источников и литературы по изучаемому материалу (документ, монографию, статью, ссылку в Интернете на то или иное издание), а также вопросы для самоконтроля.

Представленные лекции – с учетом содержания блока и разработанности тематики в исторической литературе – построены, главным образом, по проблемно-хронологическому принципу, с использованием сравнительного анализа (особенность первой лекции указана выше). Структурированность и системность изложения позволяет сформировать фундамент исторического знания по истории новейшего времени зарубежных стран. Приветствуется дополнение предложенного автором алгоритма изложения иными аргументированными подходами, а также использование других источников и литературы наряду с указанными автором данного курса.

Практические занятия направлены на углубление научно-теоретических знаний и овладение методами работы, в процессе которых вырабатываются умения и навыки выполнения учебных действий в рамках содержания курса. Каждое семинарское занятие содержит методические указания по подготовке вопросов темы. Главное внимание уделяется анализу исторических документов: фактической стороне, с точки зрения конкретно-исторической ситуации того времени и современности.

Евдокимова Татьяна Васильевна, доктор исторических наук, профессор кафедры всеобщей истории и методики преподавания истории и обществоведения, Волгоградский государственный социально-педагогический университет.