Пропедевтика ДГБ-11

 

Напоминаю студентам группы ДГБ-11 категории, по которым необходимо построить графические объекты:

Доц. Григорьев В.С.

РАСПИСАНИЕ  ПРАКТИЧЕСКИХ  ЗАНЯТИЙ. Пропедевтика

 

 

06.04.2020 – 27.04.2020

ХО-ДГБ-11

Тема: Разработка ассоциативно-образной  композиции «Времена года» с помощью средств графики (простые и сложные геометрические формы)

 

Цель:  Привить студентам навыки ассоциативно-образного мышления с помощью средств графики по определённой тематике.

 

Задачи:

  1. Линия (построение структуры объекта, скелет композиции)
  2. Линия-пятно (встраивание акцентов, пятна, в линейную структуру)
  3. Текст (не просто написание слова, а встраивание буквенных знаков в уже разработанную структуру, гармоничное соподчинение двух элементов композиции: текста и структуры. Буквенные знаки могут: пересекаться, менять масштаб, начертание, выходить за края, менять угол)
  4. Цветовое решение (наполнение цветом полученного варианта на основе ассоциации разрабатываемой темы)
  5. Текстурное заполнение (усиление цветового решения текстурным элементом)
  6. Материал (применение различных материалов, отражающих тему и замысел (коллаж)

 

Средства выполнения, материалы:

  • карандаш, линейка, циркуль, лекало
  • Тушь, перо
  • Кисти

Добавлены файлы для примера по композиции «Времена года».

См. прикреплённые файлы:

  1. Времена года_01
  2. Времена года_02
  3. Времена года_03

 

 

 

 

 

 

СРЕДСТВА ГРАФИЧЕСКОЙ КОМПОЗИЦИИ

Художественные средства – средства, гармонически реализующие связь элементов и структур в проектной разработке конструкции и архитектоники полиграфической продукции – это симметрия и  асимметрия, динамика и статика, метр и ритм, контраст и нюанс, пропорции и масштаб, фактура и цвет, материал и конструкция. Одни из них, например пропорция, симметрия, осуществляют пространственно-декоративные отношения. Другие – метр и ритм – пространственно-временные. Понятие «архитектоника» вскрывает взаимодействия элементов в их логически-смысловых отношениях. А понятие «конструкция» отражает линию функционально-утилитарных связей. Средства графического дизайна позволяют добиться композиционной целостности и органичности в создаваемых проектах полиграфической продукции (книга, журнал, буклет, альбом, каталог, газета, плакат, визитка и др.).

1). Симметрия – наиболее простое и ясное из всех существующих средств композиционных построений – широко используется при проектировании полиграфической продукции. Она заложена в самом прямоугольном формате листа – основного материала полиграфии. Это разворот книги или журнала, где место сгиба образует ось симметрии, а в листе подразумевается его центральная вертикальная ось виртуально. Такое композиционное построение считается классическим. Симметрия требует строго закономерного расположения одинаковых частей формы относительно оси, проходящей через центр фигур или объемов.  Симметрия позволяет создать единый порядок в проекте полиграфической продукции. Во много страничных изданиях при помощи симметрично организованного повторения ритмически гармонизированных элементов и структур создается ясное понимание соотношения и взаимодействия текстовых сообщений и упрощается ориентация в издании.

2). Асимметрия – это зрительное равновесие неравных элементов композиции. Проектирование полиграфического продукта идет по оси равновесия (в плоскости листа или в многостраничном издании) при этом могут быть композиционно выражены несколько вертикальных осей. Привязанные к осям графические элементы образуют сложную динамику взаимодействий, позволяя осуществлять самые разнообразные проектные задачи. Асимметричная композиция в полиграфических изданиях обеспечивает динамично-эксцентричную визуализацию проектного замысла, а классическая система симметрии – статическую.

3). Ритм в полиграфической продукции играет важную роль, позволяя потребителю воспринимать информацию с большей простотой и легкостью. Симметрия в композиционном проектировании успокаивает, переводя                                                                                                                                                                                                                                                                                       в разряд статики. Асимметрия, напротив, возбуждает, образует движение, создает эмоциональный строй — динамику. Совпадение ритмических акцентов со смысловыми обеспечивает логичность общей композиционной организации, ее архитектонику.

4). Контраст – нарушение закономерностей, созданных ритмическими течениями в информационных сообщениях (в шрифтовых сочетаниях, интервалах, цветности полос набора и т. д.). Композиционный контраст – это пространство и предмет, объем и плоскость, крупное и малое, черное и белое, серое и цветное, фактурные различия.

Нюанс выступает в паре с контрастом. Нюанс аналогичен контрасту, но обладает очень малым порогом различия. Нюансовые композиции мягкие – они решаются по принципу подобия в подборе шрифтов, техники и манеры исполнения в иллюстрации.

5). Пропорции выражают качественную взаимосвязь частей и целого, выступающую в виде различных математических (2:3 или 3:4), геометрических (делительные каноны, модульные построения) и отношений иррациональных величин (1:√3 или 1:√2). Пропорции в полиграфической продукции являются носителями пространственных характеристик и являются средством закономерного членения плоскостей и деления отрезков, в определении формата издания, нахождения полосы набора, полей, спусков, в выборе шрифтов, в создании изобразительных и знаковых структур.

6). Масштаб и масштабность — важнейшие понятия  теории и практики ди­зайна. Они предлагают прямое объективное со­поставление истинной величины того или иного предмета, через зрительное отношение к «мере всех вещей» — человеку (мас­штаб); концентрируют в наглядной форме представление о значимости дизайнер­ского продукта для человека и обще­ства (масштабность). В жизни эти понятия тесно взаимосвязаны и часто подменяют друг друга. Наиболее распространенное зна­чение слова «масштаб» говорит о соответствии размеров объекта или пространства дизайнерского объекта и его деталей с представлениями челове­ка об их комфортном, полноценном восприятии. Согласуется масштаб кон­кретного продукта с ожидаемыми «чело­веческими» восприятиями за счет двух приемов:

  • выявления так называемых «ука­зателей масштаба», узнаваемых эле­ментов, размер которых потребителю заве­домо известен и привычен;
  • придания облику продукта уровня насыщенности деталями, членениями, характерными для этого типа продукта дизайна.

В дизайнерском проектировании полиграфической продукции такие параметры, как пропорциональные отношения, структура издания, функциональность назначения, социально-общественное (адресное) значение, являются не только утилитарными, но и художественными категориями, определяющими сложную цепочку чувственных и содержатель­ных ассоциаций,  художественно, функцио­нально и психологически нацеленными, создающими у по­требителя положительные эмоции. Т.е. материалом масштабности является не конкретный человек или вызванный его потребностями процесс, а «идеаль­ная» социально-общественная уста­новка.

Таким образом, понятие масштабности в дизайнерском проектировании связано с содержательным наполнением, ассоциативными  представлениями, эмоциональными и эстетическими нормами.

Все перечисленные закономерности композиционного создания полиграфической продукции являются средствами ее пространственной организации, так как связь «элемент – пространство листа» есть основа композиции любого полиграфического издания. Многостраничное издание, книга, находясь физически в двух измерениях, укладывается при этом в трехмерный блок, поэтому недостаточно одних пропорциональных характеристик, необходимо при создании проектов полиграфической продукции учитывать аспекты эргономического проектирования.

7). Фактура – средство пространственной организации в проектировании полиграфической продукции. Это бумага различных свойств и сортов, синтетические материалы, металлическая фольга.

8). Материал и конструкция полиграфической продукции выбирается исходя из утилитарных условий ее эксплуатации. Современные потребности определяют новые формы и проектные решения в создании продукта полиграфии. Поэтому средства графического дизайна выбираются с учетом как материала и его формы (текстиль, кружка, авторучка), так и размеров, среды размещения продукта. Незаменимым средством графического дизайна по-прежнему остается макетирование – создание оригинал-макета. Это дает возможность практически выверить в реальных условиях эксплуатации материальную и конструктивную надежность продукта. В случае макетирования средового размещения плаката или текста и изображения, имеющего большие размеры (например: суперграфика, фирменный знак или логотип в архитектуре), создание оригинал макета можно заменить созданием компьютерной модели.

Элементы курса