Лекция 2. Стандартизация предмета «Литература» в условиях модернизации образования

Цель: познакомить студентов с основными положениями ФГОС нового поколения, Фундаментальным ядром содержания общего образования и требованиями к результатам образования; дать представление о содержании и структуре Примерной программы и авторских программ по литературе, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России.

Задачи: познакомить с путями формирования новой дидактической модели образования, основанной на компетентностной образовательной парадигме;  проанализировать систему развития и формирования УУД; определить место учебного предмета «Литература» в федеральном базисном учебном плане.

План лекции

  1. Стандарт как инструмент государственной политики в образовании. Формирование новой дидактической модели образования. Системно-деятельностный подход как основа образовательного процесса.
  2. Основные положения ФГОС нового поколения по литературе. Фундаментальное ядро содержания общего образования и требования к результатам образования. Содержание и структура Примерной программы. Требования к метапредметным, предметным, личностным результатам литературного образования.
  3. Место учебного предмета «Литература» в федеральном базисном учебном плане. Основные цели литературного образования..
  4. Цели и задачи преподавания литературы в свете концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России.

Литература:

  1. Васильева  Т.С. ФГОС нового поколения о требованиях к результатам обучения // Теория и практика образования в современном мире : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, январь 2014 г.). Санкт-Петербург: Заневская площадь, 2014. С. 74-76.
  2. Вяземский Е.Е. Формирование единого образовательного пространства региона на принципах гуманистической педагогики и деятельностного гражданского патриотизма [Электронный ресурс] // Современное дополнительное профессиональное педагогическое образование. 2016. № 4. C. 36-44.
  3. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: Просвещение, 2009.
  4. Ланин Б.А. Современная литература в школе 21 века // Проблемы современного образования. 2010. № 2. С. 3-5.
  5. Луков В.А. Социальное проектирование: учеб.пособие, 7-е изд. М.: Изд-во Московского гуманитарного университета: Флинта, 2007.
  6. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. М.: Издательский центр «Академия», 2002.
  7. Примерная основная образовательная программа основного общего образования, 2015.
  8. Рагозина Г.А. Коняхина И.В. Значение компетентностной парадигмы в образовании // Приволжский научный вестник. 2014. №13. С. 159-166.
  9. Стратегия модернизации содержания общего образования. Материалы для разработки документов по обновлению общего образования, М.: Мир книги, 2001.
  10. Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования.
  11. Федеральные государственные образовательные стандарты, 2010.
  12. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий / Под ред. А.Г. Асмолова. М.: Просвещение, 2010.
  13. Фундаментальное ядро содержания общего образования // Под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. М.: Просвещение, 2009.

Разработчики материалов лекции: Веденеева Вероника, Григорян Марианна, Добриян Мария, Казьмина Елизавета, Курилова Ксения, Нугаева Софья, Сулейманов Данияр. Под руководством Путило О.О.


Вернуться: