Часть 2. Различные классификации уроков литературы

Ваши успехи:

Рассмотрев основные элементы построения и содержания современного урока литературы, стоит обратиться к различным классификациям уроков литературы. Проблема типологии уроков литературы была обозначена ещё в прошлом столетии. Её решением занимались такие ученые, как В.В. Голубков, Н.И. Кудряшов и др. Одной из первых работ, посвященных этому вопросу, была статья В.В. Голубкова «Виды уроков по литературе» (1934). В основу классификации В.В. Голубков положил цели занятий по литературе, выделив :

  1. Вступительные занятия.
  2. Чтение произведения.
  3. Ориентировочная беседа.
  4. Анализ текста.
  5. Изучение дополнительного материала.
  6. Подведение итогов.
  7. Учет.

Типология уроков литературы, предложенная В.В, Голубковым, не учитывала разнообразие способов и методов деятельности учителя и учащихся. Она хорошо подходит для изучения значительных по объему произведений («Евгений Онегин» А.С. Пушкина, «Отцы и дети» И.С. Тургенева, «Война и мир» Л.Н. Толстого и др.), но при изучении, например, лирики виды уроков становятся этапами педагогического процесса одного занятия

Еще одну классификацию уроков литературы предложил Н.И. Кудряшёв, исходивший из специфики самого предмета. В классификацию входят:

I. Уроки изучения художественных произведений. Уроки этого типа основной своей целью имеют развитие художественного восприятия эстетических и нравственных чувств; образного мышления школьников; обогащения их сознания художественными образами; нравственное, эстетическое, общественно-политическое воспитание; развитие непосредственного интереса к художественной литературе, потребности в постоянном общении с художественной книгой, с искусством; развитие умений самостоятельно разбираться в книгах, высказывать своё отношение к ним, самостоятельно находить интересные книги. В соответствии с этими целями и содержанием уроков основной ведущий метод обучения — творческое чтение, а также различные сочетания этого метода с репродуктивным, эвристическим и исследовательским. Уроки этого типа бывают в основном трёх видов:

  • уроки художественного восприятия произведения;
  • уроки углубленной работы над произведением;
  • уроки, обобщающие работу над произведением.

На уроках художественного восприятия произведений основная задача состоит в том, чтобы развивать у учащихся культуру художественного восприятия произведения, а также воспитывать у них культуру эстетических и нравственных чувств.

На уроках углубленной работы над текстом ставится задача научить школьников сознательно следить за мыслями писателя, за логикой его образов, понимать произведение как художественное единство.

На уроках, обобщающих работу над произведением, главной задачей является формирование целостного вывода об изученном произведении на основе наблюдений, анализа фактов, частных выводов.

II. Уроки изучения теории и истории литературы. Н.И. Кудряшев считал, что нужны и отдельные уроки, специально посвященные этим разделам курса и требующие иной работы, иных умений, чем связанные с ними уроки изучения художественных произведений. Эти уроки требуют сложного сочетания лекции учителя, сообщений учащихся и чтения полностью или в извлечениях художественных произведений. Выделяют следующие виды уроков:

  • уроки формирования теоретико-литературных понятий;
  • уроки усвоения научных, литературно-критических статей;
  • уроки по биографии писателя;
  • уроки по историко-литературным материалам;
  • уроки обобщения и повторения теоретико-литературных понятий

На уроках формирования теоретико-литературных понятий ставится задача проанализировать один общий теоретический компонент (язык произведения, композиция и т.п.) на примере нескольких произведений

На уроках усвоения научных, литературно-критических статей основной задачей стоит научить учащихся понимать ход мысли автора статьи, его аргументацию, а также уметь подтвердить своими примерами выводы критика, превратив их в собственные убеждения.

На уроках по биографии писателя ставится задача сформировать у учащихся живой, неповторимый, оригинальный, привлекательный образ писателя-творца, человека и гражданина, не скрывая сложности, подчас противоречивости характера, взглядов, творчества.

На уроках по историко-литературным материалам главной задачей является создание у учащихся целостного представление об историко-литературном процессе.

На уроках обобщения, повторения, опроса ставится задача закрепить и систематизировать материал (полученные знания) по конкретной теме урока.

III. Уроки развития письменной и устной речи. В процессе изучения художественных произведений и основ литературоведения школьники обогащают словарь, фразеологию. Каждый из описанных выше уроков так или иначе связан с обогащением речи. Однако нужны специальные уроки, посвященные этой задаче на материале литературы и других искусств и на материале непосредственных жизненных впечатлений. Среди них выделяют следующие виды::

  • урок обучения творческим работам по жизненным впечатлениям, по произведениям литературы и искусства;
  • уроки обучения сочинению на литературную тему;
  • уроки обучения устным ответам, докладам;
  • уроки анализа сочинений.

На уроках обучения творческим работам по жизненным впечатлениям, по произведениям литературы и искусства ставится задача создать условия для творческого развития личности и ее самореализации, а также сформировать у учащихся целостную картину мира.

На уроках обучения устным ответам и докладам, по мнению Н.И. Кудряшева, главной задачей является совершенствование коммуникативной культуры учащихся.

На уроках обучения сочинениям основной задачей является развитие письменной речи учащихся.

На уроках анализа сочинений ставится задача по развитию умения отбирать нужный материал для написания сочинения, а также редактированию его как в содержательном, так и в логическом плане.


Вернуться: