Сравнительный анализ – прием, направленный на выявление образов, мотивов, художественных приемов, общих для анализируемых текстов, а также объяснение их различий, способствующее дальнейшей интерпретации произведения. При этом важно сохранять параллельность процесса, то есть отдельные моменты сравниваются поочередно. Прием сравнения помогает видеть предметы и явления с разных сторон, во всех связях и отношениях, проникать в сущность вещей, выявлять существенные признаки сопоставляемых предметов и явлений, позволяет выйти на определенный уровень обобщения, может способствовать созданию проблемной ситуации. Например, текстуальное сопоставление I и VIII глав романа “Евгений Онегин” позволяет школьникам подойти к формулировке и решению проблемного вопроса урока: «Одинаков ли Онегин в начале и в конце романа? Когда автор более сочувственно относится к своему герою?» (Маранцман, 234).
Критерии сравнительного анализа:
- целенаправленность анализа;
- сопоставимость предметов и явлений;
- рассмотрение и сходства и различия между ними;
- соблюдение единого основания для сравнения;
- выделение существенных признаков;
- логическая последовательность;
- параллельное изложение материала;
- наличие обобщений, выводов (Зинин, 95).
Выделяют три содержательных направления сопоставительных заданий: внутритекстовые, межтекстовые и надтекстовые.
К внутритекстовым относятся:
- сопоставление литературных героев по разным критериям: портрет; жизненные ценности, отражающиеся в поступках и отношению к людям; представления о духовно-нравственных понятиях;
- сопоставление разных чувств и устремлений в душе одного героя, его своеобразное внутреннее движение в рамках изображенного времени;
- мопоставление нескольких эпизодов для выявления эволюции литературного героя либо для обнаружения закономерностей движения сюжета.
К межтекстовым относится сопоставление произведения с другими художественными текстами по определенным критериям (чаще это общность темы, сходство проблематики или одинаковый тип героя).
К надтекстовым относятся:
- сопоставление произведений разных видов искусства, чаще являющихся художественной интерпретацией литературного произведения;
- сопоставление художественного текста и внетекстового источника, необходимого для понимания произведения, например, исторического документа, фрагмента письма, заметок или дневника писателя, фрагмента евангельского текста и т.п.;
- сопоставление реальной ситуации и ее художественного воплощения в литературном произведении, сопоставление героя с прототипом.
Виды сравнений:
- Внутритекстовые сравнения. Особенностью внутритекстового вида сравнения является замкнутость в рамках одного произведения. Объектами сравнения в зависимости от его цели могут быть образы, различные сцены и фрагменты текста, особенности повествовательной манеры рассказчиков, система мотивов и т.п.
- Межтекстовые сравнения. При сравнении произведений одного автора анализируются эволюция взглядов, приверженность к теме, образу, приему, изменения, вносимые в развитие темы и т.п. Объектами сравнения произведений разных авторов могут быть образы, темы, мотивы, приемы, обращение к одному образу в разные исторические эпохи и т.д.
- Интерпретационные сравнения. Особенностью данного вида является то, что в качестве объектов сравнения рассматриваются трактовки произведения в целом, образа и т.д. Основанием для сравнения является отношение интерпретирующего к идее произведения, образу в целом или к конкретному поступку героя и т.д.
- Интеграционные сравнения – это сравнение произведений, принадлежащих к разным наукам и искусствам, использование методов одних наук и искусств в других, заимствование терминологии. Основанием для сравнения может являться соотнесение фактического материала, отобранного автором для своего произведения, с его художественным «преломлением».
При сравнении произведений разных жанров необходимо учитывать, что каждому конкретному жанру присущи специфические черты. При сравнении произведений разных жанров, принадлежащих к разным родам литературы, особое внимание обращается на родовую специфику, тексты рассматриваются с точки зрения присутствия или отсутствия сюжета, повествования, специфики художественного мира, особенностей предмета изображения, целостности систем, субъект и объект повествования.