Учебно-методический комплекс (далее УМК) — комплект основных и дополнительных учебных и учебно-методических материалов, которые определяются содержанием утверждённой рабочей программы по соответствующей дисциплине. Учебно-методические материалы определяют содержание дисциплины и порядок ее освоения, самостоятельную работу школьников и учебно-методическую деятельность преподавателей. УМК для основной школы (5-9 кл.) разрабатывается методистами на основе требований ФГОС ООО, ФГОС СОО, Примерной программе основного общего образования, Примерной основной образовательной программе среднего общего образования.
Основная цель УМК – обеспечить качественное методическое оснащение учебно-воспитательного процесса для эффективной реализации образовательной программы в единой образовательной информационной среде
Задачи УМК:
- Создание условий для оптимизации процесса изучения дисциплины;
- Активизация самостоятельного участия учащегося в данном процессе;
- Введение критериев, позволяющих стандартизировать процесс оценки усвоения обучающимся ключевых положений дисциплины;
- Создание механизма по анализу качества методики изучения учебной предмета;
- Подготовка учебно-методического обеспечения каждого предмета, преподаваемого в школе, формирование учебно-методических комплексов по всем дисциплинам;
- Оснащение учебного процесса учебно-методическими, справочными и другими материалами, улучшающими качество подготовки специалистов.
Состав УМК:
- Рабочая (авторская) программа учебной дисциплины
- Учебник.
- Методическое пособие для учителя.
- Рабочая тетрадь.
- Электронная версия учебника.
- Дополнительные материалы: словарь, фонохрестоматия, ссылки на базы данных, сайты, справочные системы, ЭОР и другие сетевые ресурсы.
Центральное место в УМК по литературе (5-9 классы) по-прежнему занимает учебник: «В учебнике в той или иной мере запрограммированы и методы обучения… В этом смысле учебник представляет собой сценарий (прообраз, проект) предстоящей деятельности обучения» (Н.М. Скаткин). «Каков учебник, таково и обучение. В массе своей учитель учит так, как ему подсказывает учебник» (И.Я. Лернер).
Министерство образования РФ дает следующее определение понятию «учебник»: «основная учебная книга по конкретной дисциплине. В нем излагается система базовых знаний, обязательных для усвоения обучающимися. Содержание учебника должно удовлетворять требованиям государственного образовательного стандарта и полностью раскрывать примерную программу по конкретной дисциплине». Учебник является основным видом учебной литературы. В содержании учебника главное место занимает информация, которую учащийся должен усвоить по прошествии определенного промежутка времени. Учебник также определяет и процесс обучения.
В настоящее время в практике школьного литературного образования используются следующие виды (жанры) учебной книги по литературе:
– учебник, в котором излагаются основы научных знаний по предмету в соответствии с целями обучения, учебной программой, требованиями дидактики и методики литературы (обычно представлен в старших классах);
– хрестоматия, в которой даются только художественные тексты в соответствии с программой (она используется в старших классах в сочетании с учебником);
– учебник-хрестоматия, где излагаются основы научных знаний по предмету в соответствии с целями обучения, программой, требованиями дидактики и методики, и куда включаются художественные тексты как основа литературы (обычно встречается в основной школе, 5-9 классы);
– учебник-практикум, в котором содержатся в основном вопросы и задания для изучения художественных произведений (используется начиная с 9-го класса);
– пособие для учащихся, в котором теоретические сведения сочетаются с упражнениями для формирования навыков и умений по курсу какого-либо класса или разрабатывается конкретная тема (используется для всех классов);
– сборники упражнений, дидактические материалы, тетради на печатной основе.
– электронный учебник, обладающий мультимедийным содержанием: может быть воспроизведен на любом устройстве, содержит интерактивные материалы (карты, таблицы, диаграммы, галереи изображений, проверяемые тесты и тренажеры), обладают простой навигацией и т.п.
Существует две формы работы с учебником:
- под руководством учителя на уроке и во внеурочной работе;
- самостоятельно дома с целью закрепления, уточнения и расширения полученных на занятиях знаний.
В начале изучения предмета рекомендуется предварительное их ознакомление с устройством учебника, основными элементами его содержания и со следующими формами работы в процессе изучения учебного материала:
- ориентирования (нахождение определенного текста, задания, иллюстрации);
- работы с текстом (объяснительное и выборочное чтение, сопоставление текстовой информации, нахождение понятий, обобщение необходимой информации и формулирование вывода, выделение логических частей и др.);
- работы с иллюстративным аппаратом (сравнение иллюстраций, их соотнесение с текстовой информацией, чтение плана и карты, составление рассказа-описания по рисунку);
- с учебными заданиями и вопросами (самостоятельная работа, выборка ответов);
- комбинированная — с несколькими компонентами (текстом и таблицами, схемами, заданиями, картой).
Оценка содержания учебника опирается на следующие критерии:
- научность – подразумевается достоверность и точность приводимых фактов, анализ их целесообразности, правильности соотношения;
- системность изложения – обеспечивается логической последовательностью, аргументированностью выводов, доказательством приводимых положений;
- доступность – особенно важный критерий при редакторском анализе, здесь важно соответствие формы изложения, языка, стиля и усвоения информации учащимися; качество внешнего оформления учебников: размеры, тип обложки, качество бумаги, шрифт.
- целостность – обеспечивается за счет взаимодействия разделов между собой;
- полнота – определяется полнотой отражения учебной программы.
Действующие УМК по литературе обычно представлены в Федеральном перечене учебников, рекомендованных к использованию при реализации программ общего образования. Для попадания в перечень необходимо соответствовать требованиям, предъявляемым Министерством образования. Данные учебники можно закупать за государственный счет, в отличие от тех, что не попали в перечень. Перечень обновляется каждый три года, но учебники из предыдущего перечня можно использовать в течение 5 лет с момента издания приказа для завершения обучения по законченной предметной линии. Перечень УМК по литературе::
- УМК под ред. Т.Ф. Курдюмовой
- УМК под ред. В.Я. Коровиной
- УМК под ред. Б.А. Ланина
- УМК под ред. В.Ф. Чертова
- УМК под ред. В.Г. Москвина