Цель: познакомить студентов с характеристикой возрастных особенностей и этапов литературного развития учащихся, представленной в работах психологов и методистов.
Задачи: рассмотреть задачи обучения литературе в каждый возрастной период развития читателя-школьника; охарактеризовать пути изучения и совершенствования читательских интересов и способностей школьников; определить сущность современных проблем читательской деятельности детей.
.План лекции
- Возрастные особенности и этапы литературного развития учащихся в работах психологов и методистов. Читательская деятельность. Чтение как труд и творчество. Изучение и совершенствование читательских интересов и способностей школьников.
- Изменение задач обучения литературе в каждый возрастной период развития читателя-школьника. Учёт индивидуальных особенностей ребёнка в процессе исследования динамики его литературного развития. Современные проблемы читательской деятельности детей.
- Восприятие литературы детьми младшего подросткового возраста (5-6 классы). Повышенная эмоциональность восприятия, полярность оценок, желание «исправить» писателя, «наивный реализм» как способ восприятия литературы, слияние в сознании читателя искусства и действительности и т.д.
- Особенности литературного развития в старшем подростковом возрасте. Осознанный эстетический характер отношения к искусству, восприятие книги как художественной ценности, интерес к чувствам, внутреннему миру героев книг, поиск в художественном тексте мотивов, созвучных подростку, наполнение художественного теста собственными этическими переживаниями и т.д.
- Литературное развитие старшеклассников. Осознание школьниками исторических и эстетических связей искусства и жизни, причинно-следственное рассмотрение компонентов художественного произведения, концепционность читательского восприятия, внимание к авторской мысли и способам её выражения, «раздвоенность» оценки художественного произведения, ослабление эмоционально-образного и усиление интеллектуального аспектов восприятия литературы.
Литература:
- Асмус В.Ф. Чтение как труд и творчество // Вопросы теории и истории эстетики. М.: Искусство, 1968.
- Виноградов В.В. О художественной прозе. М.: Наука, 1930.
- Григорьева Е. Ю. Развитие у учащихся интереса к чтению // Молодой ученый. 2011. № 7 (30). Т. 2. С. 86-90.
- Гуковский Г.А. Изучение литературного произведения в школе. Тула: Автограф, 2000.
- Гуревич С.А. Организация чтения учащихся старших классов. М.: Наука, 1984.
- Драгунова Т.В. О некоторых психологических особенностях подростка // Вопросы психологии личности школьника. М.: Наука, 1961.
- Жабицкая Л.Г. Восприятие художественной литературы и личность. Кишинёв: Штиинца, 1974.
- Маранцман В.Г. Анализ литературного произведения и читательское восприятие школьников. Л.: Ленинградский гос. пед. институт им. А.И. Герцена, 1974.
- Маранцман В.Г. Цели и структура курса литературы в школе: Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5–9 классы / Под ред. В Г. Маранцмана. М.: Просвещение, 2005. С. 3–15.
- Методика преподавания литературы: учеб. для студентов пед. ин-тов / Под ред. З. Я. Рез. 2-е изд., дораб. М.: Просвещение, 1977. C. 84-105.
- Молдавская Н.Д. Литературное развитие школьников в процессе обучения. М.: Педагогика, 1976.
- Никифорова О.И. Психология восприятия художественной литературы. М.: Наука, 1972.
- Поливанов Л.И. О хрестоматии как пособии при учении отечественному языку в старших классах средних учебных заведений. 2003. №30.
- Примерная основная образовательная программа среднего общего образования.
- Рожина Л.Н. Психология восприятия литературного героя школьниками. М.: Педагогика, 1977. 176 с.
- Сарсекеева Ж.Е., Шелест Е.В. Актуальные проблемы формирования читательской компетентности младших школьников в условиях реализации курса «Основы смыслового чтения» // Современные проблемы науки и образования. 2017. № 5 URL: https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=27074.
- Сластенин В.А. Педагогика: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина. М.: Академия, 2013.
- Сомова Л.А. Методика обучения литературе: особенности художественной коммуникации: электронное учеб. пособие. Тольятти: ТГУ, 2014.
Разработчики материалов лекции: Владычкина Дарья, Гаспарян Ксения, Гончарова Тамара, Джангирян Ангелина, Ерошенко Юлия, Москвичева Ольга. Под руководством Путило О.О.
Предыдущий разделСледующий раздел