Часть 2. Специфические методы преподавания литературы

Ваши успехи:

В статье «О эстетическом воспитании» (1784) Н.И. Новикова (1744-1818) излагались основные принципы изучения словесности: единство теории и практики; сочетание анализа, представляющего собой разбор образцовых сочинений, и синтеза, заключающегося в сообщении правил; изучение произведения в единстве, его идейного содержания и поэтической формы; опора на личный опыт учащихся; развитие их творческих способностей. Ф.И. Буслаев (1818-1897), автор первого специального методического руководства, двухтомного труда «О преподавании отечественного языка» (1844), отмечая преобладание гейристического, т.е. эвристического, метода в преподавании отечественного языка, указывал на его принципиальное отличие от преобладавшего в школьной практике историко-догматического метода, которое заключалось в том, что в первом случае ученика заставляют «самого доискиваться и находить то, чему хотят научить его», а во втором — «предмет преподаваемый дается ему готовый». Важнейшее место в методической системе Буслаева отводится чтению литературного произведения, которое определяется им как «основа теоретическому знанию и практическим упражнениям». Подробно разработана Буслаевым и методика письменных работ, которые он связывает с чтением и разбором образцовых произведений. Основные положения методической системы В.Я. Стоюнина (1826-1888) изложены в книге «О преподавании русской литературы» (1864), где он подробно останавливается на принципе активного, сознательного усвоения литературы учащимися, утверждая, что школьники не должны только на слово верить преподавателю, что учитель призван формировать их собственные взгляды и убеждения, которые являются следствием «строгого анализа предмета». Ставя в центр урока чтение и разбор произведения, Стоюнин считал основным методом работы аналитическую беседу. Особое внимание в методической системе М.А. Рыбниковой (1885-1942) уделялось уделено влиянию живого слова на слушателя. Она была убеждена в значимости выразительного чтения: «Мы не отрицаем наглядности зрительной, но самой природой звучащего слова определен основной метод проникновения слова в сознание — метод его выразительного произнесения» [Рыбникова, 1958, с. 23].

Подробное описание методов и приёмов В. В. Голубкова можно найти в книге «Методика преподавания литературы» (1938).

Классификация методов Н.И. Кудряшева,  изложенная в работе «Взаимосвязь методов обучения на уроках литературы» (1981), обусловлена логикой познавательной деятельности учащихся при направляющем руководстве учителя. В основе классификации – тип познавательной деятельности, охарактеризованный в трудах И.Я. Лернера и М.Н. Скаткина.

Классификация методов и приемов обучения литературе, разработанная В.А. Никольским, подробно представлена в учебном пособии «Методика преподавания литературы в средней школе» (1971).

Система методов и приёмов В.Г. Маранцмана  описана в учебном пособии «Методика преподавания литературы».(1999)

Классификация методов Г.Н. Ионина.


Вернуться: