Часть 1. УМК по литературе

Ваши успехи:

Учебно-методический комплекс (далее УМК) — комплект основных и дополнительных учебных и учебно-методических материалов, которые определяются содержанием утверждённой рабочей программы по соответствующей дисциплине. Учебно-методические материалы определяют содержание дисциплины и порядок ее освоения, самостоятельную работу школьников и учебно-методическую деятельность преподавателей. УМК для основной школы (5-9 кл.) разрабатывается методистами на основе требований  ФГОС ООО, ФГОС СОО, Примерной программе основного общего образованияПримерной основной образовательной программе среднего общего образования.

Основная цель УМК – обеспечить качественное методическое оснащение учебно-воспитательного процесса для эффективной реализации образовательной программы в единой образовательной информационной среде

Задачи УМК:

  1. Создание условий для оптимизации процесса изучения дисциплины;
  2. Активизация самостоятельного участия учащегося в данном процессе;
  3. Введение критериев, позволяющих стандартизировать процесс оценки усвоения обучающимся ключевых положений дисциплины;
  4. Создание механизма по анализу качества методики изучения учебной предмета;
  5. Подготовка учебно-методического обеспечения каждого предмета, преподаваемого в школе, формирование учебно-методических комплексов по всем дисциплинам;
  6. Оснащение учебного процесса учебно-методическими, справочными и другими материалами, улучшающими качество подготовки специалистов.

Состав УМК:

  1. Рабочая (авторская) программа учебной дисциплины
  2. Учебник.
  3. Методическое пособие для учителя.
  4. Рабочая тетрадь.
  5. Электронная версия учебника.
  6. Дополнительные материалы: словарь, фонохрестоматия, ссылки на базы данных, сайты, справочные системы, ЭОР и другие сетевые ресурсы.

Центральное место в УМК  по литературе (5-9 классы) по-прежнему занимает учебник: «В учебнике в той или иной мере запрограммированы и методы обучения… В этом смысле учебник представляет собой сценарий (прообраз, проект) предстоящей деятельности обучения» (Н.М. Скаткин). «Каков учебник, таково и обучение. В массе своей учитель учит так, как ему подсказывает учебник» (И.Я. Лернер).

Министерство образования РФ дает следующее определение понятию «учебник»: «основная учебная книга по конкретной дисциплине. В нем излагается система базовых знаний, обязательных для усвоения обучающимися. Содержание учебника должно удовлетворять требованиям государственного образовательного стандарта и полностью раскрывать примерную программу по конкретной дисциплине». Учебник является основным видом учебной литературы. В содержании учебника главное место занимает информация, которую учащийся должен усвоить по прошествии определенного промежутка времени. Учебник также определяет и процесс обучения.

В настоящее время в практике школьного литературного образования используются следующие виды (жанры) учебной книги по литературе:

– учебник, в котором излагаются основы научных знаний по предмету в соответствии с целями обучения, учебной программой, требованиями дидактики и методики литературы (обычно представлен в старших классах);

– хрестоматия, в которой даются только художественные тексты в соответствии с программой (она используется в старших классах в сочетании с учебником);

– учебник-хрестоматия, где излагаются основы научных знаний по предмету в соответствии с целями обучения, программой, требованиями дидактики и методики, и куда включаются художественные тексты как основа литературы (обычно встречается в основной школе, 5-9 классы);

– учебник-практикум, в котором содержатся в основном вопросы и задания для изучения художественных произведений (используется начиная с 9-го класса);

– пособие для учащихся, в котором теоретические сведения сочетаются с упражнениями для формирования навыков и умений по курсу какого-либо класса или разрабатывается конкретная тема (используется для всех классов);

– сборники упражнений, дидактические материалы, тетради на печатной основе.

– электронный учебник, обладающий мультимедийным содержанием: может быть воспроизведен на любом устройстве, содержит интерактивные материалы (карты, таблицы, диаграммы, галереи изображений, проверяемые тесты и тренажеры),  обладают простой навигацией и т.п.

Существует две формы работы с учебником:

  • под руководством учителя на уроке и во внеурочной работе;
  • самостоятельно дома с целью закрепления, уточнения и расширения полученных на занятиях знаний.

В начале изучения предмета рекомендуется предварительное их ознакомление с устройством учебника, основными элементами его содержания и со следующими формами работы в процессе изучения учебного материала:

  1. ориентирования (нахождение определенного текста, задания, иллюстрации);
  2. работы с текстом (объяснительное и выборочное чтение, сопоставление текстовой информации, нахождение понятий, обобщение необходимой информации и формулирование вывода, выделение логических частей и др.);
  3. работы с иллюстративным аппаратом (сравнение иллюстраций, их соотнесение с текстовой информацией, чтение плана и карты, составление рассказа-описания по рисунку);
  4. с учебными заданиями и вопросами (самостоятельная работа, выборка ответов);
  5. комбинированная — с несколькими компонентами (текстом и таблицами, схемами, заданиями, картой).

Оценка содержания учебника опирается на следующие критерии:

  1. научность – подразумевается достоверность и точность приводимых фактов, анализ их целесообразности, правильности соотношения;
  2. системность изложения – обеспечивается логической последовательностью, аргументированностью выводов, доказательством приводимых положений;
  3. доступность – особенно важный критерий при редакторском анализе, здесь важно соответствие формы изложения, языка, стиля и усвоения информации учащимися; качество внешнего оформления учебников: размеры, тип обложки, качество бумаги, шрифт.
  4. целостность – обеспечивается за счет взаимодействия разделов между собой;
  5. полнота – определяется полнотой отражения учебной программы.

 Действующие УМК по литературе обычно представлены в Федеральном перечене учебников, рекомендованных к использованию при реализации программ общего образования. Для попадания в перечень необходимо соответствовать требованиям, предъявляемым Министерством образования. Данные учебники можно закупать за государственный счет, в отличие от тех, что не попали в перечень. Перечень обновляется каждый три года, но учебники из предыдущего перечня можно использовать в течение 5 лет с момента издания приказа для завершения обучения по законченной предметной линии. Перечень УМК по литературе::

  1. УМК под ред. Т.Ф. Курдюмовой
  2. УМК под ред. В.Я. Коровиной
  3. УМК под ред. Б.А. Ланина
  4. УМК под ред. В.Ф. Чертова
  5. УМК под ред. В.Г. Москвина
ТестыСтатус

Вернуться: