Лекция 3. Литературное развитие читателя школьника

Цель: познакомить студентов с характеристикой возрастных особенностей и этапов литературного развития учащихся, представленной в работах психологов и методистов.

Задачи: рассмотреть задачи обучения литературе в каждый возрастной период развития читателя-школьника; охарактеризовать пути изучения и совершенствования читательских интересов и способностей школьников; определить сущность современных проблем читательской деятельности детей.

 

.План лекции

  1. Возрастные особенности и этапы литературного развития учащихся в работах психологов и методистов. Читательская деятельность. Чтение как труд и творчество. Изучение и совершенствование читательских интересов и способностей школьников.
  2. Изменение задач обучения литературе в каждый возрастной период развития читателя-школьника. Учёт индивидуальных особенностей ребёнка в процессе исследования динамики его литературного развития. Современные проблемы читательской деятельности детей.
  3. Восприятие литературы детьми младшего подросткового возраста (5-6 классы). Повышенная эмоциональность восприятия, полярность оценок, желание «исправить» писателя, «наивный реализм» как способ восприятия литературы, слияние в сознании читателя искусства и действительности и т.д.
  4. Особенности литературного развития в старшем подростковом возрасте. Осознанный эстетический характер отношения к искусству, восприятие книги как художественной ценности, интерес к чувствам, внутреннему миру героев книг, поиск в художественном тексте мотивов, созвучных подростку, наполнение художественного теста собственными этическими переживаниями и т.д.
  5. Литературное развитие старшеклассников. Осознание школьниками исторических и эстетических связей искусства и жизни, причинно-следственное рассмотрение компонентов художественного произведения, концепционность читательского восприятия, внимание к авторской мысли и способам её выражения, «раздвоенность» оценки художественного произведения, ослабление эмоционально-образного и усиление интеллектуального аспектов восприятия литературы. 

Литература:

  1. Асмус В.Ф. Чтение как труд и творчество // Вопросы теории и истории эстетики. М.: Искусство, 1968.
  2. Виноградов В.В. О художественной прозе. М.: Наука, 1930.
  3. Григорьева Е. Ю. Развитие у учащихся интереса к чтению // Молодой ученый. 2011. № 7 (30). Т. 2. С. 86-90.
  4. Гуковский Г.А. Изучение литературного произведения в школе. Тула: Автограф, 2000.
  5. Гуревич С.А. Организация чтения учащихся старших классов. М.: Наука, 1984.
  6. Драгунова Т.В. О некоторых психологических особенностях подростка // Вопросы психологии личности школьника. М.: Наука, 1961.
  7. Жабицкая Л.Г. Восприятие художественной литературы и личность. Кишинёв: Штиинца, 1974.
  8. Маранцман В.Г. Анализ литературного произведения и читательское восприятие школьников. Л.: Ленинградский гос. пед. институт им. А.И. Герцена, 1974.
  9. Маранцман В.Г. Цели и структура курса литературы в школе: Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5–9 классы / Под ред. В Г. Маранцмана. М.: Просвещение, 2005. С. 3–15.
  10. Методика преподавания литературы: учеб. для студентов пед. ин-тов / Под ред. З. Я. Рез. 2-е изд., дораб. М.: Просвещение, 1977. C. 84-105.
  11. Молдавская Н.Д. Литературное развитие школьников в процессе обучения. М.: Педагогика, 1976.
  12. Никифорова О.И. Психология восприятия художественной литературы. М.: Наука, 1972.
  13. Поливанов Л.И. О хрестоматии как пособии при учении отечественному языку в старших классах средних учебных заведений. 2003. №30.
  14. Примерная основная образовательная программа среднего общего образования.
  15.  Рожина Л.Н. Психология восприятия литературного героя школьниками. М.: Педагогика, 1977. 176 с.
  16. Сарсекеева Ж.Е., Шелест Е.В. Актуальные проблемы формирования читательской компетентности младших школьников в условиях реализации курса «Основы смыслового чтения» // Современные проблемы науки и образования. 2017. № 5 URL: https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=27074.
  17. Сластенин В.А. Педагогика: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина. М.: Академия, 2013.
  18. Сомова Л.А. Методика обучения литературе: особенности художественной коммуникации: электронное учеб. пособие. Тольятти: ТГУ, 2014.

Разработчики материалов лекции: Владычкина Дарья, Гаспарян Ксения, Гончарова Тамара, Джангирян Ангелина, Ерошенко Юлия, Москвичева Ольга. Под руководством Путило О.О.


Вернуться: