Лекция 9. Анализ текста как необходимый этап изучения литературного произведения

Цель: охарактеризовать анализ текста как необходимый этап изучения литературного произведения.

Задачи: определить задачи школьного анализа, отметить его отличие от литературоведческого по целям, объёму, средствам изучения художественных текстов; дать представление о путях анализа; представить конкретные примеры сравнительного анализа художественного текста.

План лекции:

  1. Задачи школьного анализа. Обучающий и воспитывающий характер школьного анализа. Литературоведческая концепция – основа анализа художественного произведения в школе. Отличие школьного анализа от литературоведческого.
  2. Пути анализа литературного произведения в школе как последовательность изучения художественного текста, реализуемая в системе уроков: анализ «вслед за автором», «пообразный», проблемный и их варианты. Соответствие путей, методов и приёмов анализа природе художественного произведения, его родовой и жанровой специфике, возрастным и индивидуальным особенностям восприятия школьников, педагогическим целям учителя.
  3. Обучение школьников сравнительному анализу. Виды сравнения. Роль приёма сравнения в создании проблемных ситуаций.

Литература:

  1. Айзерман Л.С. Дар души и дар глагола. М., 1990.
  2. Айзерман Л.С. Уроки нравственного прозрения. М., 1983.
  3. Бероева Ю.Э. Сопоставительный анализ при изучении лирических произведений // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. №8. 2009.
  4. Богданова О.Ю., Леонов С.А., Чертов В.Ф. Методика преподавания литературы. М., 1999.
  5. Генералова Н.С. Сравнительный анализ произведений разных жанров на уроках литературы в старших классах. М., 2006.
  6. Есин А.Б. Принципы и приёмы анализа литературного произведения. М., 2002.
  7. Исаченкова Н. В. Роль сравнительного анализа литературных произведений в условиях модернизации школьного образования // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2006. №19.
  8. Зинин С.А. Внутрипредметные связи в изучении школьного историко-литературного курса.  М.: ООО «Русское слово — учебник», 2018.
  9. Каплан И.Е. Анализ произведений русской классики. М., 1997.
  10. Клинова А.А. Технология проблемного обучения на уроках русского языка и литературы, 2018. 
  11. Литература. 9 класс. Методическое пособие к учебнику-хрестоматии под ред. Т. Ф. Курдюмовой / Т. Ф. Курдюмова, Е. Н. Колокольцев, О. Б. Марьина, С. А. Леонов. М. : Дрофа, 2015.
  12. Маймин Е.А. Опыты литературного анализа. М., 1972.
  13. Маймин Е.А., Слинина Э.В. Теория и практика литературного анализа. М., 1984.
  14. Маранцман В.Г. Роман А.С. Пушкина Евгений Онегин в школьном изучении. Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1983.
  15. Марьина О.Б. Методика внутритекстового сопоставительного анализа на уроках литературы в 9 классе : Дис. … канд. пед. наук : 13.00.02 : Москва, 2003.
  16. Маранцман В.Г., Чирковская Т.В. Проблемное изучение литературного произведения в школе. Пособие для учителей. М.: «Просвещение», 1977.
  17. Методика преподавания литературы: Пособие для пед. вузов / Под ред. З.Я. Рез. М., 1985. С. 143-178
  18. Методика преподавания литературы: Учебник для пед. вузов. / Под ред. Богдановой О.Ю., Маранцмана В.Г. В 2 ч. Ч. 1. М.: Просвещение, ВЛАДОС, 1994.
  19. Методика преподавания литературы: Учебник для пед. вузов. / Под ред. Богдановой О.Ю., Маранцмана В.Г. В 2 ч. Ч. 2. М.: Просвещение, ВЛАДОС, 1994.
  20. Рыбникова М.А. Очерки по методике литературного чтения. М., 1985.
  21. Сосновская И.В. Методика преподавания литературы в современной школе: монография. Иркутск: Изд-во ВСГАО, 2016. 
  22. Шевцова Л. И. Методика преподавания литературы: учебно-методический комплекс для студентов филологического факультета, Витебск: УО «ВГУ им. П. М. Машерова», 2009.

Разработчики материалов лекции: Пилипчук Анастасия, Стаценко Варвара, Сычева Яна, Цыганкова Мария, Чернова Татьяна, Чиркова Ольга. Под руководством Путило О.О.


Вернуться: