Часть 1. Место предмета «Литература» в ФГОС нового поколения

Ваши успехи:

Конституция Российской Федерации гарантирует каждому гражданину страны равные возможности для получения образования, общедоступность и бесплатность. В какой школе, в каком регионе ни учился бы ребенок, он должен получать одинаковые знания, поэтому на всей территории страны должно быть обеспечено единое образовательное пространство, которое обеспечивается выработкой единой стратегии развития, созданием единой информационной системы и т.п. Для России начала XXI-го века чрезвычайно важно сохранение единства народов и территорий, государственного языка, российского сознания и духовной близости. Так что данный принцип имеет стратегическое значение.

Для обеспечения этих и других требований в российском образовании разработан Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС)  – это совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.

ФГОС призван обеспечить:

  • равные возможности для всех граждан в получении качественного образования;
  • единство образовательного пространства в Российской Федерации;
  • защиту обучающихся от перегрузок и сохранение их психического и физического здоровья;
  • преемственность образовательных программ на разных ступенях общего образования, возможности получения профессионального образования;
  • социальную защищенность обучающихся;
  • социальную и профессиональную защищенность педагогических работников;
  • права граждан на получение полной и достоверной информации о государственных нормах и требованиях к содержанию общего образования и уровню подготовки выпускников образовательных учреждений;
  • основу для расчета федеральных нормативов финансовых затрат на предоставление услуг в области общего образования, а также для разграничения образовательных услуг в сфере общего образования, финансируемых за счет средств бюджета и за счет средств потребителя, и для определения требований к образовательным учреждениям, реализующим государственный стандарт общего образования (ФГОС ООО, 3).

Каждый стандарт включает 3 вида требований:

  1. требования к структуре основных образовательных программ, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объёму, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса;
  2. требования к условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;
  3. требования к результатам освоения основных образовательных программ (ФГОС ООО, 2).

В основе федеральных государственных стандартов третьего поколения и сопровождающих их документов лежит компетентностная парадигма. Основные положения компетентностного подхода в образовании, были сформулированы в документе «Стратегии модернизации содержания общего образования» (2001), из которого можно узнать, что система ЗУН (знания, умения, навыки), включавшая когнитивную и операциональную составляющие, меняется на компетентностную, включающую не только когнитивную и операциональную составляющие, но и мотивационную, этическую, социальную и поведенческую (Стратегия модернизации содержания общего образования, с. 5). Компетентностная парадигма, опираясь на все остальные парадигмы и вбирая в себя все лучшее, оценивает образованность учеников как интегративное качество личности, включающее «образ мира», «образ я» и «образ я в мире» (В.Р. Ильченко, К.Ж. Гуз, А.М. Новиков, С.И. Подлизин) (Рагозина, 165).

Ключевое положение нового ФГОС состоит в том, что на первый план выходит развитие личности обучающегося на основе освоения способов деятельности. В основу стандарта положен системно-деятельностный подход, сущность которого проявляется в развитии личности ученика не с помощью репродуктивного метода (когда он воспринимает знания в готовом виде), а в процессе его собственной учебной деятельности, направленной на «открытие нового знания». Основной педагогической задачей становится создание и организация условий, инициирующих действие учащегося.

В ФГОСе определяются три обязательных компонента:  федеральный компонент, региональный компонент и компонент образовательного учреждения.

1. Федеральный компонент. Этот элемент образовательного законодательства включает в себя обязательный минимум содержания образовательных программ. В соответствии с федеральным компонентом на территории всей страны установлен единый объем учебной нагрузки и время, в течение которого должен реализовываться процесс обучения. На основе федерального компонента строятся цели обучения, определяется основная социальная направленность обучения, реализуются принципы обучения. Федеральный компонент государственного стандарта является базой для написания учебников по школьным предметам.

2. Региональный компонент. Каждый регион РФ имеет возможность выстроить учебную деятельность в соответствии со своими экономическими и социальными потребностями. Оставляя неизменным минимум содержания, гарантированный федеральным компонентом, учебное заведение может включить в процесс обучения новый учебный предмет или расширить изучение уже имеющегося предмета за счет регионального компонента.

3. Компонент образовательного учреждения. Решением педагогического совета и руководства образовательного учреждения в учебный план могут быть внесены изменения в соответствии с пожеланиями учащихся и педагогов. За счет компонента образовательного учреждения, как правило, производится дополнительное внеурочное образование учащихся (ФГОС ООО, 2).

Фундаментальное ядро содержания общего образования — базовый документ, необходимый для создания базисных учебных планов, программ, учебно-методических материалов и пособий. Его основное назначение в системе нормативного сопровождения стандартов — определить:

  1. систему ведущих идей, теорий, основных понятий, относящихся к областям знаний, представленным в средней школе;
  2. состав ключевых задач, обеспечивающих формирование универсальных видов учебных действий, адекватных требованиям стандарта к результатам образования.

Фундаментальное ядро как средство универсализации содержания общего образования позволяет реализовать важнейшие требования общества к образовательной системе:

  • сохранение единства образовательного пространства, преемственности ступеней образовательной системы;
  • обеспечение равенства и доступности образования при различных стартовых возможностях;
  • достижение социальной консолидации и согласия в условиях роста социального, этнического, религиозного и культурного разнообразия нашего общества на основе формирования гражданской идентичности и общности всех граждан и народов России;
  • формирование общего деятельностного базиса как системы универсальных учебных действий, определяющих способность личности учиться, познавать, сотрудничать в познаниии преобразовании окружающего мира (Фундаментальное ядро содержания общего образования, 3).

Примерная программа составляется на основе федерального компонента соответствующего уровня образования, конкретизирует содержание предметных тем государственного стандарта, формулировки личностных, метапредметных и предметных результатов, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. Примерная программа содействует реализации единой концепции правового образования, сохраняя при этом условия для вариативного построения курсов истории и проявления творческой инициативы учителей. Примерная программа выполняет информационно-методическую и организационно-планирующую функции, является ориентиром для составления авторских учебных программ и учебников, рабочих программ учителя. Примерная программа ООО включает в себя:

  1. приводится основное содержание курсов по всем обязательным предметам на уровне основного общего образования
  2. примерные программы составлены в соответствии с требованиями к результатам основного общего образования, утвержденными ФГОС ООО.
  3. программы разработаны с учетом актуальных задач воспитания, обучения и развития обучающихся, их возрастных и иных особенностей.
  4. примерные программы учебных предметов являются ориентиром для составления рабочих программ. Авторы рабочих программ могут по своему усмотрению структурировать учебный материал.
  5. каждый учебный предмет раскрывает определенные возможности для формирования универсальных учебных действий и получения личностных результатов (ПП ООО, 236).

В разделе Примерной программы ООО, описывающем содержание литературного образования, представлена таблица с тремя списками произведений, авторов и явлений, которые должны быть обязательно представлены в рабочих программах. Список А представляет собой перечень конкретных произведений (например, А.С. Пушкин «Евгений Онегин», Н.В. Гоголь «Мертвые души» и т.д.). Список В представляет собой перечень авторов, изучение творчества которых обязательно в школе (например, (например, А. Блок. 1 стихотворение; М. Булгаков. 1 повесть и т.п.). Список С представляет собой перечень литературных явлений, выделенных по определенному тематическому, хронологическому или жанровому принципу (например, Поэзия пушкинской эпохи: К.Н. Батюшков, А.А. Дельвиг, Н.М. Языков, Е.А. Баратынский (2-3 стихотворения на выбор)). Контрольно-измерительные материалы в рамках государственной итоговой аттестации (ЕГЭ и ОГЭ) также разрабатываются с ориентацией на данные списки.

В рамках изучения предмета «Литература» формируются три типа результатов: личностные, метапредметные и предметные. В Примерной программе эти типы результатов конкретизируются. Например, один из заявленных в ФГОС метапредметных результатов – смысловое чтение – формулируется через следующие умения. Учащийся сможет:

  • находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);
  • ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;
  • устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;
  • резюмировать главную идею текста;
  • преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст (художественный и нехудожественный – учебный, научно-популярный, информационный, текст non-fiction);
  • критически оценивать содержание и форму текста [ФГОС ООО, 2010, 17].

Предметные результаты формулируются через умения:

  1. определять тему и основную мысль произведения (5–6 кл.);
  2. владеть различными видами пересказа (5–6 кл.), пересказывать сюжет; выявлять особенности композиции, основной конфликт, вычленять фабулу (6–7 кл.);
  3. характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики (5–6 кл.); оценивать систему персонажей (6–7 кл.);
  4. находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой манеры писателя, определять их художественные функции (5–7 кл.); выявлять особенности языка и стиля писателя (7–9 кл.);
  5. определять родо-жанровую специфику художественного произведения (5–9 кл.);
  6. объяснять свое понимание нравственно-философской, социально-исторической и эстетической проблематики произведений (7–9 кл.);
  7. выделять в произведениях элементы художественной формы и обнаруживать связи между ними (5–7 кл.), постепенно переходя к анализу текста; анализировать литературные произведения разных жанров (8–9 кл.);
  8. выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер авторских взаимоотношений с «читателем» как адресатом произведения (в каждом классе – на своем уровне);
  9. пользоваться основными теоретико-литературными терминами и понятиями (в каждом классе – умение пользоваться терминами, изученными в этом и предыдущих классах) как инструментом анализа и интерпретации художественного текста;
  10. представлять развернутый устный или письменный ответ на поставленные вопросы (в каждом классе – на своем уровне); вести учебные дискуссии (7–9 кл.);
  11. собирать материал и обрабатывать информацию, необходимую для составления плана, тезисного плана, конспекта, доклада, написания аннотации, сочинения, эссе, литературно-творческой работы, создания проекта на заранее объявленную или самостоятельно/под руководством учителя выбранную литературную или публицистическую тему, для организации дискуссии (в каждом классе – на своем уровне);
  12. выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения (в каждом классе – на своем уровне);
  13. выразительно читать с листа и наизусть произведения/фрагменты
  14. произведений художественной литературы, передавая личное отношение к произведению (5-9 классы);
  15. ориентироваться в информационном образовательном пространстве: работать с энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной литературой (5–9 кл.); пользоваться каталогами библиотек, библиографическими указателями, системой поиска в Интернете (5–9 кл.) (в каждом классе – на своем уровне) (ФГОС ООО, 2010, 31).

Основные цели литературного образования по ПП ООО:

Литература – учебный предмет, освоение содержания которого направлено:

  • на последовательное формирование читательской культуры через приобщение к чтению художественной литературы;
  • на освоение общекультурных навыков чтения, восприятия художественного языка и понимания художественного смысла литературных произведений;
  • на развитие эмоциональной сферы личности, образного, ассоциативного и логического мышления;
  • на овладение базовым филологическим инструментарием, способствующим более глубокому эмоциональному переживанию и интеллектуальному осмыслению художественного текста;
  • на формирование потребности и способности выражения себя в слове (ПП ООО, 30).

Частью госстандарта является Федеральный базисный учебный план, который определяет место литературы как учебного предмета и объем учебного времени для ее изучения в системе общего среднего образования школьников.

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 385 часов для обязательного изучения учебного предмета «Литература» на этапе основного общего образования. В 5, 6, 7, 8 классах выделяется по 70 часов (из расчета 2 учебных часа в неделю), в 9 классе – 105 часов (из расчета 3 учебных часа в неделю) (Федеральный базисный учебный план для ОУ РФ, с. 9). При этом содержание Примерной программы ООО рассчитано на 319 учебных часов, предусмотренный резерв свободного учебного времени составляет 66 учебных часов (или 17 %) и предназначается для реализации авторских подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий. Указанные в программе часы, отведенные на изучение творчества того или иного писателя, предполагают возможность включения, кроме названных в программе, других эстетически значимых произведений, если это не входит в противоречие с принципом доступности и не приводит к перегрузке учащихся.

В старших (10–11) классах, т. е. на этапе среднего (полного) общего образования, Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 102 учебных часа для обязательного изучения литературы в 10-м и 102 учебных часа для обязательного изучения литературы в 11-м классах средней школы из расчета 3 учебных часа в неделю на базовом уровне (Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации, 18). Для изучения на углубленном уровне отводится 350 часов (по 175 часов в каждом классе из расчета 5 учебных часов в неделю) (Федеральный базисный учебный план для ОУ РФ, 18).


Вернуться: