Часть 2. Рабочие программы авторские и учительские

Ваши успехи:

Предметные линии УМК по литературе для основной школы соответствуют требованиям ФГОС ООО и ФГОС СОО. Рабочая программа, созданная коллективом авторов-разработчиков УМК (авторская рабочая программа), должна удовлетворять критериям новизны и педагогической ценности. Для любой авторской программы характерны оригинальная концепция и построение содержания, однако все они создается на основе Государственного образовательного стандарта, определяющего содержание образования учебного предмета «Литература».

Первое обязательное условие – это соответствие программы общим требованиям к содержанию и оформлению образовательных программ общего среднего образования и примерных учебных программ по литературе.Кроме этого, авторская программа должна отвечать следующим требованиям:

  • конкретизировать требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы;
  • соответствовать современному состоянию науки и передовой педагогической практики, отличаться новизной и оригинальностью;
  • иметь направленность на развитие индивидуальных способностей школьника, его интеллектуальной, двигательной и эмоциональной сферы, коммуникативных способностей и социальной адаптации;
  • соответствовать требованиям системности, преемственности и непрерывности образования;
  • иметь психолого-педагогическое обоснование;
  • быть обеспечена основными дидактическими материалами и средствами, а также методическими рекомендации по ее реализации.

Структура авторской программы

Обязательные элементы:

  1. Пояснительная записка, в которой раскрываются особенности каждого раздела программы, согласованность её содержания с нормативными документами и программами среднего образования, даётся общая характеристика курса литературы, его места в базисном учебном плане. Также здесь обозначаются ведущие проблемы или темы для каждого класса.
  2. Содержание курса, включающее перечень изучаемых произведений и связанных с ними элементов содержания.
  3. Требования к результатам, которые формулируются с учетом соответствующих образовательных стандартов. Данные требования могут быть определены как для каждого раздела, так и для программы в целом.

Дополнительные элементы:

  1. Примерное тематическое планирование.
  2. Список объектов образовательных экскурсий.
  3. Список произведений для заучивания наизусть.
  4. Список произведений для внеклассного чтения.
  5. Рекомендации по информационному и методическому обеспечению, включая список дидактических материалов.
  6. Комплекты диагностических и контрольных заданий.

В соответствии с Законом РФ «Об образовании» (п. 2 ст. 32) в компетенцию образовательного учреждения входят разработка и утверждение рабочих программ учебных предметов и элективных курсов. Рабочая учебная программа (учителя) – учебная программа, разработанная на основе примерной программы применительно к конкретному образовательному учреждению с учетом регионального компонента Государственного образовательного стандарта и авторской рабочей программы. Она составляется учителем-предметником и рассчитана, как правило, на учебный год.

Рабочая программа разрабатывается на основе:

  • требований ФГОС;
  • примерной и (или) авторской образовательной программы по учебному предмету;
  • учебно-методического комплекса, включающего учебники из федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ основного общего и среднего общего образования;
  • основной образовательной программы школы.

Рабочая программа учителя должна давать представление о том, как в практической деятельности педагога при изучении конкретного предмета реализуются федеральный, региональный и школьный компоненты ФГОС. Составитель рабочей программы может самостоятельно:

  • расширять перечень изучаемых тем, понятий, двигательных действий в пределах, установленных гигиеническими требованиями к максимальной учебной нагрузке;
  • раскрывать содержание разделов, тем, обозначенных в Государственном образовательном стандарте и Примерной программе;
  • конкретизировать и детализировать темы;
  • устанавливать последовательность изучения учебного материала;
  • распределять учебный материал по годам обучения;
  • распределять время, отведенное на изучение предмета, между разделами и темами по их дидактической значимости, а также исходя из материально-технических ресурсов образовательного учреждения;
  • включать материал регионального компонента по литературе, т.е. выбирать его, исходя из поставленных задач методики обучения и контроля уровня подготовленности обучающихся;
  • выбирать формы и методы работы изучения учебного материал.

Рабочая программа по литературе включает произведения из трех списков (А, В и С), представленных в Примерной программе. Эти три списка равноправны по статусу (то есть произведения из всех списков должны быть обязательно представлены в рабочих программах).

  • Список А представляет собой перечень конкретных произведений (например: А.С. Пушкин «Евгений Онегин», Н.В. Гоголь «Мертвые души» и т.д.). В этот список попадают «ключевые» произведения литературы, предназначенные для обязательного изучения. Вариативной части в списке А нет.
  • Список В представляет собой перечень авторов, изучение которых обязательно в школе. Список содержит также примеры тех произведений, которые могут изучаться – конкретное произведение каждого автора выбирается составителем программы. Перечень произведений названных в списке В авторов является ориентировочным и может быть дополнен составителями программ УМК и рабочих программ.
  • Список С представляет собой перечень литературных явлений, выделенных по определенному принципу (тематическому, хронологическому, жанровому и т.п.). Конкретного автора и произведение, на материале которого может быть изучено данное литературное явление, выбирает составитель программы.

Дополнительно для своей рабочей программы учитель может также выбрать литературные произведения, входящие в круг актуального чтения обучающихся, при условии освоения необходимого минимума произведений из всех трех обязательных списков.

Структура рабочей программы

  1. Титульный лист (название программы).
  2. Пояснительная записка.
  3. Учебно-тематический план.
  4. Содержание тем учебного курса.
  5. Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе.
  6. Календарно-тематическое планирование.
  7. Перечень учебно-методического обеспечения, включая список литературы (основной и дополнительной).
  8. Приложения к программе.

Календарно-тематический план (КТП) — документ, обеспечивающий методически правильное планирование учебных занятий в соответствии с рабочей программой. КТП дает возможность определить место каждой темы и каждого занятия по теме в курсе, позволяет отразить взаимосвязь тем и занятий, варианты организации рациональной работы по достижению запланированных образовательных результатов.

Заполнение и взаимосвязь компонентов КТП

Календарно-тематическое планирование оформляется в виде таблицы и содержит следующие графы:
Обязательные:

  1. Дата проведения урока (по плану и по факту).
  2. Тема урока (формулировка разрабатывается учителем самостоятельно или берется из приложения к авторской программе).
  3. Содержание образования (ЧТО изучается на уроке — перечень дидактических элементов, который отбирается из авторской программы).
  4. Планируемые результаты освоения материала (личностные, метапредметные и предметные — формулировки берутся из Примерной программы и конкретизируются в зависимости от содержания урока и выбранных видов деятельности).
  5. Домашнее задание (формулировка должна быть емкой, конкретной и понятной).

По своему усмотрению  учитель может добавить факультативные графы:

  1. Номер урока.
  2. Вид урока (почти все уроки — комбинированные, поэтому графа малоактуальна).
  3. Количество часов (в электронных дневниках каждый урок должен идти только 1 час, поэтому эта колонка утратила свое значение, в случае спаренного урока тема и все прочие элементы просто дублируются).
  4. Элементы дополнительного содержания.
  5. Виды учебной деятельности, направленные на формирование УУД (графа рекомендована для использования, так как позволяет установить связь между элементами содержания и планируемыми результатами).
  6. Теория литературы (перечень изучаемых на уроке терминов и понятий).
  7. Межпредметные и внутрипредметные связи.
  8. Формы контроля (те виды деятельности, что оцениваются).
  9. Примечания (например: дополнительная литература или внетекстовые источники, содержание индивидуальных заданий с неуспевающими учениками и с одаренными учащимися, необходимое оборудование и др.).

Вернуться: