Предметные линии УМК по литературе для основной школы соответствуют требованиям ФГОС ООО и ФГОС СОО. Рабочая программа, созданная коллективом авторов-разработчиков УМК (авторская рабочая программа), должна удовлетворять критериям новизны и педагогической ценности. Для любой авторской программы характерны оригинальная концепция и построение содержания, однако все они создается на основе Государственного образовательного стандарта, определяющего содержание образования учебного предмета «Литература».
Первое обязательное условие – это соответствие программы общим требованиям к содержанию и оформлению образовательных программ общего среднего образования и примерных учебных программ по литературе.Кроме этого, авторская программа должна отвечать следующим требованиям:
- конкретизировать требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы;
- соответствовать современному состоянию науки и передовой педагогической практики, отличаться новизной и оригинальностью;
- иметь направленность на развитие индивидуальных способностей школьника, его интеллектуальной, двигательной и эмоциональной сферы, коммуникативных способностей и социальной адаптации;
- соответствовать требованиям системности, преемственности и непрерывности образования;
- иметь психолого-педагогическое обоснование;
- быть обеспечена основными дидактическими материалами и средствами, а также методическими рекомендации по ее реализации.
Структура авторской программы
Обязательные элементы:
- Пояснительная записка, в которой раскрываются особенности каждого раздела программы, согласованность её содержания с нормативными документами и программами среднего образования, даётся общая характеристика курса литературы, его места в базисном учебном плане. Также здесь обозначаются ведущие проблемы или темы для каждого класса.
- Содержание курса, включающее перечень изучаемых произведений и связанных с ними элементов содержания.
- Требования к результатам, которые формулируются с учетом соответствующих образовательных стандартов. Данные требования могут быть определены как для каждого раздела, так и для программы в целом.
Дополнительные элементы:
- Примерное тематическое планирование.
- Список объектов образовательных экскурсий.
- Список произведений для заучивания наизусть.
- Список произведений для внеклассного чтения.
- Рекомендации по информационному и методическому обеспечению, включая список дидактических материалов.
- Комплекты диагностических и контрольных заданий.
В соответствии с Законом РФ «Об образовании» (п. 2 ст. 32) в компетенцию образовательного учреждения входят разработка и утверждение рабочих программ учебных предметов и элективных курсов. Рабочая учебная программа (учителя) – учебная программа, разработанная на основе примерной программы применительно к конкретному образовательному учреждению с учетом регионального компонента Государственного образовательного стандарта и авторской рабочей программы. Она составляется учителем-предметником и рассчитана, как правило, на учебный год.
Рабочая программа разрабатывается на основе:
- требований ФГОС;
- примерной и (или) авторской образовательной программы по учебному предмету;
- учебно-методического комплекса, включающего учебники из федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ основного общего и среднего общего образования;
- основной образовательной программы школы.
Рабочая программа учителя должна давать представление о том, как в практической деятельности педагога при изучении конкретного предмета реализуются федеральный, региональный и школьный компоненты ФГОС. Составитель рабочей программы может самостоятельно:
- расширять перечень изучаемых тем, понятий, двигательных действий в пределах, установленных гигиеническими требованиями к максимальной учебной нагрузке;
- раскрывать содержание разделов, тем, обозначенных в Государственном образовательном стандарте и Примерной программе;
- конкретизировать и детализировать темы;
- устанавливать последовательность изучения учебного материала;
- распределять учебный материал по годам обучения;
- распределять время, отведенное на изучение предмета, между разделами и темами по их дидактической значимости, а также исходя из материально-технических ресурсов образовательного учреждения;
- включать материал регионального компонента по литературе, т.е. выбирать его, исходя из поставленных задач методики обучения и контроля уровня подготовленности обучающихся;
- выбирать формы и методы работы изучения учебного материал.
Рабочая программа по литературе включает произведения из трех списков (А, В и С), представленных в Примерной программе. Эти три списка равноправны по статусу (то есть произведения из всех списков должны быть обязательно представлены в рабочих программах).
- Список А представляет собой перечень конкретных произведений (например: А.С. Пушкин «Евгений Онегин», Н.В. Гоголь «Мертвые души» и т.д.). В этот список попадают «ключевые» произведения литературы, предназначенные для обязательного изучения. Вариативной части в списке А нет.
- Список В представляет собой перечень авторов, изучение которых обязательно в школе. Список содержит также примеры тех произведений, которые могут изучаться – конкретное произведение каждого автора выбирается составителем программы. Перечень произведений названных в списке В авторов является ориентировочным и может быть дополнен составителями программ УМК и рабочих программ.
- Список С представляет собой перечень литературных явлений, выделенных по определенному принципу (тематическому, хронологическому, жанровому и т.п.). Конкретного автора и произведение, на материале которого может быть изучено данное литературное явление, выбирает составитель программы.
Дополнительно для своей рабочей программы учитель может также выбрать литературные произведения, входящие в круг актуального чтения обучающихся, при условии освоения необходимого минимума произведений из всех трех обязательных списков.
Структура рабочей программы
- Титульный лист (название программы).
- Пояснительная записка.
- Учебно-тематический план.
- Содержание тем учебного курса.
- Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе.
- Календарно-тематическое планирование.
- Перечень учебно-методического обеспечения, включая список литературы (основной и дополнительной).
- Приложения к программе.
Календарно-тематический план (КТП) — документ, обеспечивающий методически правильное планирование учебных занятий в соответствии с рабочей программой. КТП дает возможность определить место каждой темы и каждого занятия по теме в курсе, позволяет отразить взаимосвязь тем и занятий, варианты организации рациональной работы по достижению запланированных образовательных результатов.
Календарно-тематическое планирование оформляется в виде таблицы и содержит следующие графы:
Обязательные:
- Дата проведения урока (по плану и по факту).
- Тема урока (формулировка разрабатывается учителем самостоятельно или берется из приложения к авторской программе).
- Содержание образования (ЧТО изучается на уроке — перечень дидактических элементов, который отбирается из авторской программы).
- Планируемые результаты освоения материала (личностные, метапредметные и предметные — формулировки берутся из Примерной программы и конкретизируются в зависимости от содержания урока и выбранных видов деятельности).
- Домашнее задание (формулировка должна быть емкой, конкретной и понятной).
По своему усмотрению учитель может добавить факультативные графы:
- Номер урока.
- Вид урока (почти все уроки — комбинированные, поэтому графа малоактуальна).
- Количество часов (в электронных дневниках каждый урок должен идти только 1 час, поэтому эта колонка утратила свое значение, в случае спаренного урока тема и все прочие элементы просто дублируются).
- Элементы дополнительного содержания.
- Виды учебной деятельности, направленные на формирование УУД (графа рекомендована для использования, так как позволяет установить связь между элементами содержания и планируемыми результатами).
- Теория литературы (перечень изучаемых на уроке терминов и понятий).
- Межпредметные и внутрипредметные связи.
- Формы контроля (те виды деятельности, что оцениваются).
- Примечания (например: дополнительная литература или внетекстовые источники, содержание индивидуальных заданий с неуспевающими учениками и с одаренными учащимися, необходимое оборудование и др.).