Для одних методика преподавания литературы – это прикладное литературоведение, другие называют ее искусством учить, третьи ищут в ней лишь советы, помогающие в проведении уроков, четвертые ценят в методике прежде всего такую организацию процесса обучения, которая опирается на данные психологии о читателе-школьнике, о периодах его развития и особенностях восприятия им произведений художественной литературы.
Методика – «частная дидактика, теория обучения определенному учебному предмету» (М.Н. Скаткин); «предметная дидактика, исследующая специфику применения общих закономерностей обучения к преподаванию отдельного учебного предмета» (В.А. Сластенин).
Методика – это «умение беречь время, умение умно расходовать силы ученика, умение находить в учебном материале основное и главное, искусство организовывать труд коллектива, каким является класс, это система рассчитанных воздействий на различные индивидуальности учеников» (М.А. Рыбникова).
«Все методики, какой бы учебной дисциплины они ни касались, сходны между собой в том, что они в определенной последовательности рассматривают принципы, материал и методы работы учителя, отвечают на три основных вопроса: зачем, что и как?» (В.В. Голубков).
Методика преподавания литературы (МПЛ) – «педагогическая наука, предметом которой является общественный процесс воспитывающего обучения учащихся литературе как учебному предмету и задача которой состоит в открытии закономерностей этого процесса с целью более правильного руководства им» (З.Ю. Рез).
Основная цель МПЛ как науки – исследование особенностей данного процесса для успешного руководства им, открытие закономерностей, которые не сводятся ни к закономерностям литературоведческим, ни к закономерностям дидактическим и психологическим.
Основные задачи МПЛ как науки:
1) определение в соответствии с требованиями современности целей, специфики, содержания и объёма школьного курса литературы;
2) изучение и описание наиболее эффективных методов для более быстрого, основательного и глубокого освоения художественных произведений в единстве содержания и формы;
3) разработка вопросов об условиях и путях успешного усвоения школьниками определённых знаний, умений и навыков по литературе;
4) формирование нового типа взаимоотношений между учителем и учеником, подготовка к творческому поиску и к самостоятельности суждений ученика;
5) открытие таких закономерностей преподавания литературы, которые не сводятся лишь к литературоведческим, дидактическим и психологическим.
Объект МПЛ – процесс обучения литературе в школе. «Не литература, учитель и ученик, их взаимоотношения в школьных занятиях по литературе, педагогический процесс и те закономерности, какие можно установить в образовательно-воспитательной работе на литературном материале» (В.В. Голубков).
Предмет МПЛ – общественный процесс воспитывающего обучения учащихся литературе как учебному предмету. «Связь, взаимодействие преподавания и учения в обучении конкретному учебному предмету» (М.Н. Скаткин).
Взаимодействие МПЛ со смежными дисциплинами: методика тесно связана с дидактикой, литературоведением (определяющим специфическое содержание МПЛ), эстетикой, философией, психологией, языкознанием, историей и т.д.
Не следует путать методику и дидактику! Методику можно считать «частной» дидактикой. Обе науки относятся к педагогическим наукам, однако дидактика исследует общие закономерности, методы и средства обучения, характерные для всех предметов, а методика — то, что свойственно для преподавания только литературы. Объект дидактики – это обучение в целом, в то время как объектом методики является обучение литературе.
Основные научные методы исследования:
1) метод срезов (проверка полноты, сознательности и прочности знаний, умений и навыков учащихся);
2) метод массового опроса (констатирует уровень знаний, достижения и недостатки преподавания, но не указывает на причину успехов и пробелов в знаниях школьников);
3) метод целенаправленного наблюдения (детальное изучение хода педагогического процесса в соответствии с поставленной исследователями проблемой и гипотезой);
4) метод эксперимента (близок к наблюдению, но требует внесения значительных изменений в содержание и методы обучения и сопоставление двух или более путей решения поставленной проблемы);
5) метод диссеминации (изучение, анализ и обобщение опыта как отдельных учителей-словесников, так и коллективного);
6) анализ школьной документации (классных журналов, протоколов собраний, расписания, календарных и поурочных планов учителей; конспектов и стенограмм уроков и т. п.);
7) изучение продуктов ученического творчества (сочинений, рефератов, иллюстраций и т.п.);
8) критическое изучение методического наследства – истории развития методики преподавания литературы.
Можно обозначить следующие теоретические проблемы современной методической науки:
1) Проблема чтения, восприятия художественной литературы как искусства слова; формирование читателя, его духовного мира.
2) Взаимообогащение литературоведения и методики преподавания литературы. Проблемы и перспективы изучения поэтики художественного произведения на уроках литературы.
3) Углубление связей между восприятием произведения, его интерпретацией, анализом и самостоятельной деятельностью учащихся.
4) Проблема изучения литературного развития учащихся, причем не только в исследовательском аспекте, а как основы школьного преподавания литературы, выбора программ, концепций, технологий уроков на разных этапах литературного образования школьников.
5) Историческая смена методов и приемов изучения литературы, конструирование новых, опора на традиционные. Поиск новых структур уроков и моделирование других форм проведения занятий.
6) Формирование нового типа взаимоотношений между учителем и учеником, воспитание творческих начал личности.
Говоря о МПЛ как науке, стоит отметить, что передовой опыт учителей-словесников очень важен для развития методики в целом, так как данная дисциплина во многом опирается на практику (О.Ю. Богданова). Но, обновляя структуру школьных программ и учебников по литературе, обращаясь к новым формам преподавания литературы, нельзя отказываться от лучших традиций отечественной методики.