Часть 1. Уровни читательской компетентности учащихся

Ваши успехи:

Учитель-словесник принимает непосредственное участие в воспитании квалифицированного читателя, ведь, для того чтобы организовать познавательную деятельность ученика, педагогу необходимо знать о этапах становления личности читателя и уровнях читательского восприятия литературы.

Литературное развитие школьника предполагает приобретение им читательской компетентности во время урочной деятельности, поэтому учитель чётко должен осознавать, в чем заключается разница между умением «считывания» информации с бумажного носителя и творческим чтением, которое позволяет понять замысел автора в художественном, историко-культурном и социальном планах.

Первое условие для того, чтобы чтение стало творческим, состоит в особой установке ума читателя, действующей во все время чтения. Второе условие: чтобы читать произведение как произведение искусства, читатель должен во все время чтения осознавать, что показанный автором посредством искусства кусок жизни не есть все же непосредственная жизнь, а только ее образ. Творческий результат чтения в каждом отдельном случае зависит не только от состояния и достояния читателя в тот момент, когда он приступает к чтению вещи, но и от всей духовной биографии читателя. Он зависит от всего индивидуального читательского прошлого: от того, какие произведения, каких авторов, в каком контексте событий личной и общественной жизни человек читал в прошлом, какие музыкальные произведения знает читатель, какие видел картины, статуи, здания, а также от того, с какой степенью внимания, интереса и понимания их слушал и рассматривал.

Литературное развитие – это процесс развития способности к восприятию искусства слова, сложных умений сознательно анализировать и оценивать прочитанное, руководствуясь при этом эстетическими критериями и художественным вкусом, выработанными в школе, при усвоении учебного курса литературы, и в широком внешкольном общении с искусством (Молдавская, 98). В.Г. Маранцман выделяет следующие критерии литературного развития учащихся:

  1. Начитанность школьника, направленность его читательских интересов. Любовь к чтению, потребность в книге.
  2. Умение выделить в тексте нравственно-идеологические проблемы и активность оценки прочитанного.
  3. Объем историко- и теоретико-литературных знаний и способность применять их в анализе художественного текста.
  4. Уровни развития разных сторон читательского восприятия: эмоциональная отзывчивость, активность и объективность читательского воображения, постижение содержания произведения на уровне репродуктивном (пересказы), аналитическом (размышление над прочитанным), синтезирующем (концепция, произведения в целом).
  5. Связанные с анализом художественного произведения умения.
  6. Способности и умения, связанные с литературно-творческой деятельность учащихся (Маранцман, 106).

Им же были выделены и уровни читательского восприятия:

  1. Низкий (констатирующий) – характеризуется фрагментарным восприятием произведения, крайне низкой взаимосвязью отдельных его компонентов.
  2. Средний (анализирующий) – выявляются причинно-следственные связи между событиями, образами, в некоторой степени понимается художественная условность изображенного, но образное обобщение не вырастает из конкретных образов, а привносится читателями извне.
  3. Высокий (идейно-художественный, целостный) – соединяется непосредственность переживаний, представлений и осмыслений произведения в единстве формы и содержания (Маранцман, 08).

Компетентный читатель – это личность, обладающая интеллектуальной культурой, человек, сформировавший у себя следующие качества:

  • желание совершенствовать себя в различных сферах деятельности в процессе чтения литературных произведений;
  • сформированность продуктивных умений, наличие качественного навыка чтения;
  • применение читательских умений в процессе работы с текстом;
  • наличие читательской самостоятельности при работе с текстом;
  • активное изучение научно-познавательных текстов, качественное восприятие художественных произведений;
  • сформированность читательского кругозора, предполагающая наличие литературоведческих понятий об авторах, их произведениях, жанрах литературы, темах, подлежащих изучению в конкретных возрастных категориях.

Под читательской компетентностью, рассматриваемой в рамках формирования и развития грамотного читателя, понимается система знаний, умений и навыков, позволяющих человеку выбирать, воспринимать, анализировать информацию, представленную ему в письменной или устной форме, успешно применять ее не только в личных, но и в общественных целях.

Выделяют три уровня читательской компетенции:

  1. I уровень определяется наивно-реалистическим восприятием литературно-художественного произведения как истории из реальной жизни. Понимание текста на этом уровне осуществляется на основе буквальной «распаковки» смыслов; к художественному миру произведения читатель подходит с житейских позиций. Такое эмоциональное непосредственное восприятие, создает основу для формирования осмысленного и глубокого чтения, но с точки зрения эстетической еще не является достаточным. Оно характеризуется способностями читателя воспроизводить содержание литературного произведения, отвечая на вопросы «Что? Кто? Где? Когда? Какой?», кратко выражать/определять свое эмоциональное отношение к событиям и героям (качества последних только называются/перечисляются; способность к обобщениям проявляется слабо).
  2. II уровень характеризуется тем, что обучающийся понимает обусловленность особенностей художественного произведения авторской волей, однако умение находить способы проявления авторской позиции у него пока отсутствует. У читателей этого уровня формируется стремление размышлять над прочитанным, появляется умение выделять значимые в смысловом и эстетическом плане отдельные элементы художественного произведения, а также возникает стремление находить и объяснять связи между ними. Читатель пытается аргументированно отвечать на вопрос «Как устроен текст?», умеет выделять крупные единицы произведения, пытается определять связи между ними для доказательства верности понимания темы, проблемы и идеи художественного текста. Понимание текста на этом уровне читательской культуры осуществляется поверхностно; ученик знает формулировки теоретических понятий и может пользоваться ими при анализе произведения (например, может находить в тексте тропы, элементы композиции, признаки жанра), но не умеет пока делать «мостик» от этой информации к тематике, проблематике и авторской позиции.
  3. III уровень определяется умением воспринимать произведение как художественное целое, концептуально осмыслять его в этой целостности, видеть воплощенный в нем авторский замысел. Читатель, достигший этого уровня, сумеет интерпретировать художественный смысл произведения, то есть отвечать на вопросы: «Почему (с какой целью?) произведение построено так, а не иначе? Какой художественный эффект дало именно такое построение, какой вывод на основе именно такого построения мы можем сделать о тематике, проблематике и авторской позиции в данном конкретном произведении?». Понимание текста на этом уровне читательской культуры осуществляется на основе «распаковки» смыслов художественного текста как дважды «закодированного» (естественным языком и специфическими художественными средствами) (Примерная программа ООО, 34-38).

В соответствии с формулировками ПП ООО, 5–6 классы соответствуют первому уровню читательской компетенции, 7–8 классы – второму уровню, а читательская культура учеников 9 класса характеризуется появлением элементов третьего уровня.

Конкретизируя вышесказанное, можно обозначить предметные умения (т.е. предметные результаты), формируемые у обучающихся в результате освоения программы по литературе в основной школе :

  • определять тему и основную мысль произведения (5–6 кл.);
  • владеть различными видами пересказа (5–6 кл.), пересказывать сюжет; выявлять особенности композиции, основной конфликт, вычленять фабулу (6–7 кл.);
  • характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики (5–6 кл.); оценивать систему персонажей (6–7 кл.);
  • находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой манеры писателя, определять их художественные функции (5–7 кл.); выявлять особенности языка и стиля писателя (7–9 кл.);
  • определять родо-жанровую специфику художественного произведения (5–9 кл.);
  • объяснять свое понимание нравственно-философской, социально-исторической и эстетической проблематики произведений (7–9 кл.);
  • выделять в произведениях элементы художественной формы и обнаруживать связи между ними (5–7 кл.), постепенно переходя к анализу текста; анализировать литературные произведения разных жанров (8–9 кл.);
  • выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер авторских взаимоотношений с «читателем» как адресатом произведения (в каждом классе – на своем уровне);
  • пользоваться основными теоретико-литературными терминами и понятиями (в каждом классе – умение пользоваться терминами, изученными в этом и
  • предыдущих классах) как инструментом анализа и интерпретации художественного текста;
  • представлять развернутый устный или письменный ответ на поставленные вопросы (в каждом классе – на своем уровне); вести учебные дискуссии (7–9 кл.);
  • собирать материал и обрабатывать информацию, необходимую для составления плана, тезисного плана, конспекта, доклада, написания аннотации, сочинения, эссе, литературно-творческой работы, создания проекта на заранее объявленную или самостоятельно/под руководством учителя выбранную литературную или публицистическую тему, для организации дискуссии (в каждом классе – на своем уровне);
  • выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения (в каждом классе – на своем уровне);
  • выразительно читать с листа и наизусть произведения/фрагменты
  • произведений художественной литературы, передавая личное отношение к произведению (5-9 класс);
  • ориентироваться в информационном образовательном пространстве: работать с энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной литературой (5–9 кл.); пользоваться каталогами библиотек, библиографическими указателями, системой поиска в Интернете (5–9 кл.) (в каждом классе – на своем уровне) (Примерная программа ООО, 32-34).

Вернуться: